Ремонтируем цилиндр. Советы по ремонту цилиндра

Советы по ремонту цилиндра

 

Когда на спидометре мотоцикла чет-вертый-пятый десяток тысяч километров (а если с коляской, то и раньше), мы все сильнее ощущаем, как двигатель теряет былую мощь. На знакомой горке приходится включать низшую передачу, машина неохотно разгоняется, потребляет больше бензина. Очистка глушителей, регулировка карбюратора, зажигания не дают заметного результата. В чем же причина? Наверняка в том, что уже сильно износились цилиндр и поршень, увеличился зазор между ними. В результате газы из камеры сгорания через изношенные кольца проникают в картер. Снижается компрессия. Об этом свидетельствует и меньшее усилие на педаль, которое требуется теперь при пуске двигателя. Сильнее становятся. стуки, отчетливо различимые при работе холодного двигателя на малых оборотах.

Окончательное решение о необходимости ремонта или замены цилиндра принимают после измерения его диаметра. Наиболее просто и точно это можно сделать при помощи специального инструмента — индикаторного нутромера с ценой деления 0,01 мм. Цилиндр изнашивается неравномерно: в вертикальной плоскости он приобретает форму «бочки» с наибольшим диаметром на уровне выпускного окна, а в горизонтальной — форму эллипса с большой осью, параллельной продольной оси мотоцикла. Для того чтобы выявить овальность и конусность, цилиндр измеряют в трех поясах по высоте: в 5—10 мм от верхней кромки, в середине и внизу на границе следа поршневых колец. В каждом поясе делают два замера: один в направлении оси коленчатого вала, второй — перпендикулярно к ней.

Косвенно, но достаточно точно конусность изношенного цилиндра можно определить и при помощи поршневого кольца. Для этого новое кольцо устанавливают в верхний неизношенный поясок цилиндра, куда не доходит верхнее поршневое кольцо, и измеряют щупом зазор в его замке. Такой же замер делают в средней, наиболее изношенной части. Разница между полученными результатами, поделенная на 3,14 (что следует из формулы длины окружности), дает величину износа. Специалисты считают, что цилиндр, изношенный на 0,1— 0,15 мм по диаметру, не способен выполнять свои функции должным образом и подлежит ремонту.

Некоторые мотоциклисты при появлении стука, сигнализирующего об износе цилиндра, пытаются устранить его, заменяя поршень с кольцами на новый, того же размера. Это не дает положительного результата, а лишь приводит к дополнительным неоправданным затратам. Правильная приработка новых деталей с уже изношенным цилиндром невозможна. Установка поршня другой группы, увеличенного по диаметру на 0,01 или даже на 0,02 мм, тоже малоэффективна.
Ни в коем случае нельзя в сильно изношенный цилиндр устанавливать поршень следующего ремонтного размера, так как такой поршень может заедать в нижней, наименее изношенной части цилиндра.

Ремонт цилиндра заключается в расточке его, последующей шлифовке и подборе поршня соответствующего ремонтного размера. Ремонтные размеры цилиндров приведены в инструкциях, прилагаемых к мотоциклам. Растачивают цилиндр на токарном или координатно-расточном станке, принимая за установочную базу его нижнюю посадочную плоскость. Очень важно, чтобы она была строго перпендикулярна оси цилиндра. На токарном станке его закрепляют на планшайбе, так же как на картере двигателя, с минимальным биением поверхности зеркала цилиндра. Скорости резания при обработке цилиндров двухтактных моторов принимают меньшими, чем для четырехтактных, чтобы не повредить их в зоне окон.

Поскольку получить требуемую чистоту поверхности после работы резцом невозможно, оставляют припуск для отделочных операций — хонингования, шлифования, притирки. Величина его зависит от качества первичной обработки: чем выше класс чистоты и точность, тем меньше припуск. Если после предварительных проходов инструмента чистота поверхности соответствует пятому-шестому классу, а форма цилиндра получается правильной, то достаточен припуск 0,03—0,05 мм.

Наиболее ответственную отделочную операцию — хонингование выполняют на специальных станках хонинговаль-ными головками (хонами), но это не всегда доступно. Обычно же доводку поверхности цилиндра производят на токарном или фрезерном станке разжимным приспособлением. Оно представляет собой разрезанный вдоль притир из мягкого, мелкозернистого чугуна твердостью НВ 140, насаженный на стальную оправку (см. рисунок). Сначала вытачивают заготовку притира, обрабатывая окончательно конусное отверстие и оставляя припуск по наружному диаметру. Ножовочным полотном или дисковой фрезой заготовку разрезают вдоль с одной стороны. Затем вытачивают оправку с таким же конусом, как в отверстии притира. На наружном конце ее сверлят отверстие и нарезают резьбу М14 или М16 для болта.

Притир надевают на оправку, подтягивают болтом и протачивают по наружному диаметру до размера цилиндра. После этого на приспособление наносят пасту из абразивного порошка и керосина (или жидкого моторного масла) и надевают на него цилиндр. Подтягивая в оправке болт, проверяют, чтобы обрабатываемая деталь туго, но без заеданий вращалась на притире. Затем включают станок на 50— 80 об/мин и перемещают цилиндр руками вдоль инструмента. Когда он начинает перемещаться совсем свободно, болт подтягивают. Периодически с деталей удаляют отработанную пасту и наносят свежую, а, чтобы обеспечить равномерную обработку, цилиндр переворачивают на притире.

Процесс доводки продолжают до тех пор, пока не будет снят оставленный припуск. Для большой же чистоты поверхности окончательную обработку рекомендуется провести с пастой ГОИ. Абразивные зерна с готового цилиндра смывают керосином, а затем мыльной водой. Поверхность его должна получиться зеркально гладкой, без следов от резца и рисок от абразивных материалов. Конусность и овальность по всей длине цилиндра после доводки не должны превышать 0,03 мм. У окончательно обработанного цилиндра двухтактного двигателя надфилем зачищают кромки впускного и выпускного окон.

Опытные мотоциклисты проверяют качество работы следующим образом. Поставив цилиндр на плоскость «вверх ногами», опускают в него соответствующий поршень, который должен не падать, а плавно, в течение 5—8 секунд опуститься до низа. Это говорит о том, что величина зазора между юбкой поршня и стенкой цилиндра составляет требуемые 0,05—0,06 мм (по диаметру). Уменьшение этой величины может привести к заклиниванию поршня.

Поршневые кольца к цилиндру подбирают по зазору в их замке, который не должен превышать 0,25 мм. Перед установкой полезно плоским надфилем закруглить наружные кромки колец.

После ремонта двигатель нуждается в обкатке так же, как и у нового мотоцикла. Отрегулируйте карбюратор на обогащенную смесь, увеличьте долю масла в бензине до соотношения 1 : 20 и соблюдайте все меры предосторожности, чтобы избежать заклинивания (оно особенно вероятно на первых пятистах километрах), которое приводит к неприятным последствиям.

Правильно отремонтированный цилиндр служит обычно столько же, сколько и новый.

Л. ОВСИЕВИЧ, инженер

 

Когда на спидометре мотоцикла чет-вертый-пятый десяток тысяч километров (а если с коляской, то и раньше), мы все сильнее ощущаем, как двигатель теряет былую мощь. На знакомой горке приходится включать низшую передачу, машина неохотно разгоняется, потребляет больше бензина. Очистка глушителей, регулировка карбюратора, зажигания не дают заметного результата. В чем же причина? Наверняка в том, что уже сильно износились цилиндр и поршень, увеличился зазор между ними. В результате газы из камеры сгорания через изношенные кольца проникают в картер. Снижается компрессия. Об этом свидетельствует и меньшее усилие на педаль, которое требуется теперь при пуске двигателя. Сильнее становятся. стуки, отчетливо различимые при работе холодного двигателя на малых оборотах

Притир для обработки цилиндра: 1 — оправка; 2 — притир; 3 — шайба; 4 — болт; 5 — прорезь.

 

 

1982N03P31

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 350 634-01. Новинка

Jawa 350 634-01 Новая модель Ява 634 01 Редакцию посетили гости из Чехословакии — директор завода ЯВА С. ОЛДРЖИХ, главный конструктор Я. КРЖИВКА и директор конторы внешнеторгового объединения «Мотоков» А. МОГИЛА. Они рассказали о совместных работах советских и чехословацких мотоцикло-строителей, о достижениях мотоциклетной промышленности ЧССР» перспективах ее развития и спортивных успехах — четыре года подряд команды на мотоциклах ЯВА завоевывали главный приз мотоолимпиады — «Всемирный трофей» и три раза — «Серебряную вазу». Когда разговор перешел к машинам, поставляемым в СССР, гости рассказали о разработке новой дорожной модели, которая должна прийти на смену популярным у нас мотоциклов Ява-250 и Ява-350. Мотоцикл Ява 350 634-01 с новым боковым прицепом Велорекс Поскольку наших мотолюбителей этот вопрос интересует особенно, приводим подробную запись беседы. С. Олдржих. Сегодня можно говорить уже не об опытной ...

Читать далее >>

Кроссовые CZ - Чезет 980, 981, 984

Чезет 980, 981, 984 Советским гонщикам хорошо знакомы Мотоциклы «Чезет-980» которые состоят на вооружении многих спортивных клубов.Производственная программа чехословацкого завода «Чезет» наряду с дорожными мотоциклами классов 125 и 175 см3 включает и спортивные, предназначенные для кроссов. Эти машины пользуются самой широкой известностью. На них выступают многие гонщики Советского Союза, ГДР, ПНР, Австрии, Бельгии, США и других стран. Чтобы удовлетворить спрос экспортного рынка, предприятию пришлось резко увеличить выпуск кроссовых машин. Если в 1970 году из ворот завода в г. Страконице их вышло 2000, то в 1971 году-уже 5000. В нынешнем году намечено изготовить более 8000 кроссовых «чезетов» разных моделей. Сегодня предприятие выпускает машины трех международных классов: 125, 250 и 500 см3. Эти модели имеют соответственно заводские индексы: «984», «980» и «981». Все они довольно сходны по конструкции, а две ...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Об эксплуатации (через 4 года)

Уроки Юпитера 4       Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года). В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Наскольк...

Читать далее >>

Три сезона на ИЖ Планета 4. Отзыв владельца

Отзыв владельца   Если говорить о причинах, по которым мой выбор пал на «Планету-4», то их просто не было: купил то, что оказалось в продаже. Но теперь, после 25 тысяч километров пробега я уже уверенно говорю, что не ошибся. Что же касается критических замечаний и пожеланий в адрес завода-изготовителя, то они продиктованы только заботой о деле, которое считаю общим. Прежде всего несколько слов о боковом прицепе ВМЗ-9.203. Несомненно, он очень практичен. Даже владельцы ЯВ и «уралов» завидуют нам, «ижатникам». И это имеет под собой почву. Приходилось возить и мебель, и мешки с цементом, не раз спал в прицепе — при росте 180 см неудобств почти не испытываешь. Правда, мешают ребра жесткости, которые с внутренней стороны днища хорошо бы перенести на внешнюю. Пока же, создавая постель в прицепе, без надувного матраца не обойтись. Очень удобны для посадки, погрузки и выгрузки подъемные капоты. К тому же их полный демонтаж занимает несколько минут...

Читать далее >>

Берегите генератор

Владельцам мотоциклов ИЖ Если на мотоцикле ИЖ во время движения загорелась контрольная лампа работы генератора, немедленно остановитесь, даже когда вы почти у цели. Дело в том, что чаще всего генератор отказывает из-за неплотного прилегания щеток к коллектору. Электрическое сопротивление на этом участке цепи растет, сильно повышается температура, что быстро приводит к обугливанию и межвитковому замыканию обмотки якоря (установлено на горьком опыте).Чтобы избежать этого, восстановите контакт щеток с коллектором, очистив щеткодержатель (из-за скопившейся грязи щетки теряют подвижность) зачистите кольца на коллекторе либо замените чрезмерно изношенные щетки или ослабшие пружинки.Случается, что в пути устранить неполадку не удается, тогда отключите генератор, отсоединив одну щетку Добраться до дома можно «на аккумуляторе». Днем его емкости хватает не на одну сотню километров.В. АЛЕКСЕЕВ347927 г. Таганрог,ул. Ново-Ватутина, 17, кв. 8.1980N06P33

Читать далее >>