Отечественная промышленность в течение многих лет наряду с дорожными выпускает мотоциклы для спорта — кроссовые и многодневные. Ведущая роль в этом деле принадлежит Ковровскому и Ижевскому заводам.
Пионерами были ижевцы, построившие в 1947—1948 гг. первую партию машин ИЖ-350С. С тех пор завод разработал 24 модели спортивных мотоциклов, которые поступают в спортклубы, мотосекции, низовые спортивные коллективы.
Год IV летней Спартакиады народов СССР Ижевский завод встретил новой серийной спортивной моделью ИЖ-64, которая пришла на смену ИЖ-60. Так же как и его предшественник, новый мотоцикл выпускается в кроссовом (ИЖ-64К) и многодневном (ИЖ-64М) вариантах. Принципиально его двигатель (размерность цилиндра 72 X 85 мм, 346 см3) не изменился. Однако новая форма камеры сгорания («жокейский картуз»), подбор сопротивления выпускных труб, уменьшение «вредного» объема кривошипной камеры позволили, не меняя степени сжатия (8,0—9,5), увеличить мощность на 2 л. с. и довести ее до 20 л. с. при 4900 об/мин.
Изменениям подверглась установка генератора переменного тока, усовершенствована задняя часть рамы, ликвидирован громоздкий фартук (из листовой стали) подседельной части рамы. В результате вес ИЖ-64К снизился на 7 кг и составляет 138 кг, а ИЖ-64М стал весить 140 вместо 150 кг. Кроме того, упрощено крепление амортизаторов (по образцу дорожных мотоциклов), а ведомая звездочка главной передачи сделана съемной и имеет большее число зубьев. Максимальная скорость мотоцикла 120—125 км/час.
Но завод не останавливается на этом. Используя опыт подготовки спортивных мотоциклов к крупнейшим международным и всесоюзным соревнованиям, конструкторы разработали принципиально новые модели серийных машин для кросса и мотоциклетного многоборья. Их выпуск начнется в следующем году.
Коренным образом изменится двигатель. При размерности цилиндра 76X75 мм (344 см3) он будет развивать не менее 25 л. с. В новой модели сохранится хорошо зарекомендовавшая себя надежная четырехступенчатая коробка передач. Зато экипажная часть подвергнется радикальной переделке. Будут применены новые передняя вилка и задние амортизаторы с гидравлическим гасителем колебаний двустороннего действия.
Изменятся размеры колес и шин (переднее — 3,00—21, заднее —4,00—18). В общей сложности на 5 кг уменьшится вес мотоцикла, а максимальная скорость поднимется до 130 км/час.
Ковровский завод в год Спартакиады увеличит выпуск спортивных мотоциклов К-175С и К-250С как в кроссовом, так и в многодневном вариантах. Конструктивно у них много общего. Двигатели мотоциклов К-175С имеют размерность цилиндра 61,75X58 мм, а К-250С — 68X68 мм и мощность — соответственно 12 и 18 л. с. Кроссовая модель класса 175 см3 весит 98 кг и 250 см3—100 кг, многодневная—105 и 107 кг.
Кроме того, завод строит машины и для соревнований по мотоболу — фактически они представляют собой переоборудованные дорожные мотоциклы, что значительно облегчает клубам их эксплуатацию и ремонт.
По общему мнению спортсменов, «ковровцы» — лучшие среди советских спортивных мотоциклов. Стремясь поддержать репутацию марки, работники завода продолжают совершенствовать свои машины, периодически внедряют новые узлы и детали.
Какие же новшества готовят конструкторы Ковровского завода для своих серийных спортивных машин?
В скором времени на них появятся алюминиевые цилиндры с чугунной гильзой. Улучшатся очистка и наполнение цилиндра за счет внедрения схемы «отдаленной продувки». Все это позволит получить прирост в мощности. Уже ставятся на мотоциклы новые генератор переменного тока Г-411 и катушка зажигания Б-300. Результат — улучшение условий пуска двигателя. Со второго полугодия на концах рычагов сцепления и тормоза появятся защитные шарики, как требуют правила ФИМ.
Завод намерен внедрить на спортивных мотоциклах еще одно практическое новшество— передний и задний полиэтиленовые грязевые щитки колес. Они легче металлических, не ржавеют и не деформируются от ударов. Намечается также применение полиэтиленового заднего грязевого щитка, выполненного за одно целое с ресивером воздухофильтра.
Сейчас ведутся работы по внедрению с 1968 года на спортивных мотоциклах новой телескопической вилки. У нее более совершенный гидравлический гаситель колебаний, повышенная жесткость (увеличены диаметр несущих труб, а также с 20 до 40 мм высота нижней траверсы). На новой вилке оказалось возможным избавиться от бугеля, а траверсы и подвижные перья изготовить из алюминия. Все эти усовершенствования позволили сэкономить в весе 8—9 кг.
Завод приступил к созданию мотоциклов классов 175 и 250 см3 для кольцевых гонок, начал разработку специальной машины для мотобола.
А. ЮДИН, инженер, член президиума Федерации мотоспорта СССР
1967N05P9
JAWA 210 AUTOMATIC Мопеды ЯВА, выпускаемые в г. Поважска-Бистрица (ЧССР), продолжают традицию завода, где в послевоенные годы делали микромотоциклы «Манет», а в 50-е — «ЯВА-пионер», ЯВА-50, поставлявшиеся и в нашу страну. Среди сегодняшней его продукции — мопеды ЯВА-207, известные также под маркой «Бабетта» («За рулем», 1980, № 5). Недорогие экономичные машины весьма популярны; 80% их выпуска идет на экспорт в 35 стран. Недавно заводом освоена еще одна модель мопеда — ЯВА-210. Сцепление и коробка передач у него автоматические, благодаря чему мопед особенно прост в управлении. Имеет он и ножной педальный привод. Одноместная машина развивает до 40 км/ч. Колодочные тормоза колес приводятся рычагами на руле. Техническая характеристика мопеда Ява 210 аутоматик Общие данные: снаряженная масса — 54 кг; грузоподъемность (включая 5 кг багажа) — 90 кг; скорость — 40 км/ч; запас топлива — 3,8 л; расх...
Читать далее >>Триал для всех Jawa 250 Trial Конструкция мотоцикла Ява 250 Триал Триал — мотоциклетное соревнование на мастерство вождения по пересеченной местности завоевывает в мире все большую популярность. На конгрессе ФИМ даже обсуждался вопрос сделать триал дисциплиной номер один в международном мотоспортивном календаре и рекомендовать его в программу Олимпийских игр. В массовых соревнованиях по триалу, исключая официальные встречи, проводимые под эгидой ФИМ, используют обычные дорожные мотоциклы. Переделки сводятся к защите двигателя снизу, уменьшению хода вилки и регулировке мотора для достижения максимальной мощности на двух-трех первых передачах (скорость здесь не имеет значения). В то же время ведущие зарубежные мотоциклетные фирмы наладили выпуск специальных машин для триала. Чехословацкий завод ЯВА в Праге тоже приступает к производству таких мотоциклов. В конструкции мотоцикла Jawa 250 Trial учтена специфика, обусловленная трассой соревнований. Шасси обеспечивает мак...
Читать далее >>О ремонте глушителей На мотоциклах М-63 Урал глушители выходят из строя из-за разрушения (прогара) внутреннего набора. Сначала отказывает один глушитель один грушитель, и тогда при больших оборотах двигателя мотоцикл трясет. Я продлил срок службы глушителей, заменив их внутренний набор трубой с 20 отверстиями, как показано на рисунке. К трубе спереди привариваем опорный диск 2, сзади — втулку 6 и подгоняем их так чтобы диск плотно сидел в выпускной трубе 1, а втулка — в сужающейся части глушителя. Отверстие для винта 5 (или двух болтов) сверлим после подготовки и установки трубы. Переделанный глушитель: 1 — выпускная труба; 2 — опорный диск; 3 — корпус глушителя: 4 — труба-вставка: 5— винт М5. разрезная шайба и гайка;6— втулка. Все детали — стальные Ремонтировать нужно одновременно оба глушителя, чтобы их сопротивление было одинаковым. Для этой же цели диски 2 следует отбрабатывать совместно, соединив их винтом М5.Отремон...
Читать далее >>Регулировка коробки Восхода Редакция журнала, как и ковровский завод, получает много писем, в которых читатели — владельцы мотоциклов «Восход» интересуются вопросами, связанными с обслуживанием и ремонтом наиболее сложных узлов этих машин. Предлагаем их вниманию материал о коробке передач, подготовленный заместителем главного конструктора завода Г. МАРИНИНЫМ.На протяжении всего времени эксплуатации в агрегатах мотоцикла происходят изменения, связанные с естественным износом деталей. Многолетний анализ отказов, специальные исследования и испытания показывают, что долговечность мотоцикла зависит прежде всего от правильности эксплуатации и выполнения рекомендаций по техническому обслуживанию и ремонту, изложенных в инструкции. Одна из первых работ, которую приходится выполнять после солидного пробега, — регулировка или ремонт коробки передач. Сигналом для этого служит появление рывков при езде на любой из четырех передач. Неисправность объясняется малой площ...
Читать далее >>(нажмите на картинку для увеличения) Принципиальная схема мотоцикла ММВЗ —3.115 тождественна схеме «Восхода—2» и «Восхода — 2М». Некоторые отличия монтажного характера ММВЗ — 3.115 приведены в скобках.1 — указатели поворота; 2 — лампа указателя поворота; 3 — лампа А6 —1 подсветки спидометра; 4 — фара; 5 — лампа А6 —32 + 32; 6 — лампа А6 —6; 7 — звуковой сигнал; 8 — электронный коммутатор КЭТ-1; 9 — переключатель П201 указателей поворота; 10 — дроссель Др100; 11 — генератор Г427; 12 — датчик; 13 — лампа А6 —3 освещения номерного знака; 14 — задний фонарь; 15 — лампа А6 —15 сигнала торможения; 16 — соединительная колодка; 17 — включатель ВК854 сигнала торможения; 18 — реле-прерыватель РС421; 19 — свеча зажигания; 20 — высоковольтный трансформатор Б300Б; 21 — центральный перекл...
Читать далее >>