Конструкции мотоциклетных шин

Низкопрофильные, радиальные, бескамерные

 

Важнейшие параметры мотоцикла — устойчивость и управляемость, тормозные качества и проходимость, расход топлива, максимальная скорость, комфортабельность и безопасность езды — все это во многом зависит от шин. Мотоциклетная шина, так же как и автомобильная, представляет собой упругую резино-тканевую оболочку, заполненную сжатым воздухом и способную воспринимать внешние нагрузки. Принципиальных различий в конструкции автомобильных и мотоциклетных шин нет. Однако мотоциклетные работают в более жестких условиях.

Существуют значительные различия в работе шин переднего и заднего колес. Начать с того, что автомобиль имеет четыре колеса, а мотоцикл только два. Ширина колеса мотоцикла по меньшей мере в два раза меньше автомобильного. Следовательно, условия сцепления с поверхностью дороги и условия передачи крутящего момента ведущим колесом мотоцикла в четыре раза труднее, чем у автомобиля. Кроме того, при выполнении поворота, чтобы обеспечить устойчивость мотоцикла-одиночки, водитель должен наклонить его к центру поворота на некоторый угол, вследствие чего возникают дополнительные боковые силы в месте контакта шины с дорогой. Для того, чтобы сцепление было удовлетворительным при любых маневрах, величина пятна контакта всегда должна оставаться достаточно большой. Это обеспечивается специально подобранным профилем сечения шины, имеющим определенную кривизну рабочей части протектора, отличающейся от автомобильной. Передняя шина должна обеспечивать устойчивое движение мотоцикла по прямой, хорошую управляемость при поворотах, оказывать возможно меньшее сопротивление качению. Поэтому она относительно уже, диаметр ее больше, рисунок протектора направленный с кольцевыми продольными выступами-ребрами.

Шина заднего колеса, кроме того, должна наиболее полно использовать крутящий момент и обеспечивать эффективное торможение. Эти качества лучше проявляют шины малого диаметра, имеющие протектор с выступами.

Рассмотрим требования, которые предъявляют к шинам различные дорожные условия. Для шоссе нужны шины, обеспечивающие езду с высокой скоростью по прямой и на поворотах, малое сопротивление качению, хороший отвод воды из зоны контакта с дорогой на случай мокрого шоссе. Шина должна быть легкой, с рисунком протектора большой насыщенности. Передняя может быть ребристой с поперечными каналами для отвода воды, задняя — с протектором, имеющим зигзагообразный рисунок. Чтобы такие шины обеспечивали лучшее сцепление, их делают из вязких резиновых смесей. На рисунке (а) изображен отпечаток протектора дорожной шины Л-170, которую устанавливали на переднее колесо «ИЖ-Планеты-спорт». Она хорошо зарекомендовала себя на дорогах с усовершенствованным покрытием.

Для мотоцикла, эксплуатируемого на неровных грунтовых, часто мокрых дорогах и на пересеченной местности, лучше шины повышенной проходимости — широкие, обеспечивающие надежную передачу крутящего момента, с рисунком протектора, имеющим массивные, редко расположенные грунтозацепы. Такая шина хорошо самоочищается от налипающей грязи. Отпечаток протектора шины повышенной проходимости размером 3,50—19 модели Л-175 изображен на рисунке (б).

Пока же практически шины, выпускаемые нашей промышленностью для дорожных мотоциклов, имеют универсальный рисунок протектора. В качестве примера мы приводим отпечаток протектора такой шины размером 3,25— 19 модели Л-130 (см. рисунок, в). Казалось бы, само слово «универсальная» означает, что эта шина хороша для любых дорог. Но испытания и опыт эксплуатации показывают, что и на шоссе и на проселке она работает недостаточно эффективно в экстремальных условиях.

Универсальные шины, как и универсальные мотоциклы, пользуются спросом. Но с каждым годом растет интерес к мотоциклам, наиболее пригодным к конкретным условиям эксплуатации. Соответственно и шины для новых мотоциклов по конструктивному исполнению и по рисунку протектора должны соответствовать вполне определенным сферам использования, и прежде всего дорожным условиям. Появилась первая ласточка — тульский завод приступил к выпуску мотоциклов повышенной проходимости на широкопрофильных шинах для сельской местности. Разрабатываются модели повышенной проходимости и на других заводах.

Рассмотрим некоторые тенденции изменения традиционной конструкции шины.

 

Отпечатки протектора шин

Отпечатки протектора шин: а — дорожной; б — повышенной проходимости; в — универсальной.

 

Низкопрофильные шины. У шины нормального профиля высота и ширина его примерно равны. Если высота меньше, а ширина больше, шину принято называть низкопрофильной. Ленинградский завод выпускает низкопрофильные шины размером 2,50/85—16 модели Л-264, у которых отношение высоты к ширине равно 0,85.

Уменьшение высоты профиля позволяет развить ширину беговой дорожки и тем самым увеличить площадь контакта ее с дорогой. Отсюда повышение срока службы шины, лучшие сцепление, боковая устойчивость. Значительное снижение массы шины улучшает управляемость мотоцикла. Но низкопрофильные шины пригодны лишь для хороших дорог, так как из-за малого объема воздуха не могут обеспечить достаточного гашения колебаний, вызываемых неровностями.

Радиальные шины. В настоящее время большое распространение получили шины типа Р (радиальные). Принципиальное их отличие — меридиональное расположение нитей корда в слоях каркаса, когда нити в соседних слоях параллельны. Каркас опоясан практически нерастяжимым брекером. Основные преимущества этих шин — большой срок службы, меньшее сопротивление качению, меньшая масса, хорошее сцепление с мокрой и скользкой дорогой. Но на мотоциклах радиальные шины не нашли широкого применения, поскольку у них низкая боковая жесткость и невысокая прочность боковины. В тяжелых условиях, в которых работает мотоциклетная шина, велика вероятность их повреждения.

Бескамерные шины. Преимуществ у них для мотоцикла много. Они легче обычных, меньше образуют тепла, более долговечны, оказывают меньшее сопротивление качению, обеспечивают постоянство давления в течение продолжительного времени, наконец, медленнее выпускают воздух при проколе. Отсутствие камеры удешевляет шину. Но для эксплуатации бескамерной шины необходим специальный герметичный обод колеса с усиленными закраинами. У нас ведутся работы по созданию бескамерной шины для мотоциклов.

Итак, какими должны быть шины для современного мотоцикла?

Во-первых, разнообразными по назначению. Каждый мотоциклист должен иметь возможность выбрать шину в соответствии с типом своего мотоцикла, стилем езды и дорожными условиями. Во-вторых, шина должна обладать высокими эксплуатационными характеристиками, надежностью и качествами, обеспечивающими безопасность.

Как видим, предстоит многое сделать для совершенствования мотоциклетных шин. И здесь нужно тесное сотрудничество предприятий шинной и мотоциклетной промышленности, расширение научных исследований на основе самых современных методов.

Н. ФАТТАХОВА, инженер отдела мотоциклов ВНИИмотопрома
г. Серпухов

.

 

1986N12P8

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Сезон на ЯВЕ 638-0-00

Мы расскаже о том, как провели сезон на ЯВЕ модели 638-0-00 Что отличает новую модель? Обкатка сверх инструкции Электрооборудование, зажигание: дефектов нет Пожелания, исходя из опыта С января минувшего года в Советский Союз стала поступать новая модель чехословацкого мотоцикла - ЯВА-350-638-0-00, окончательно вытеснившая с конвейера переходную ЯВУ-638-5. Мне посчастливилось стать одним из первых обладателей новинки, познакомиться с ее характером, поведением в эксплуатации. На мой взгляд, новая модель заметно выигрывает в дизайне, который стал более современным, более привлекательным для глаза. При первых же поездках водитель оценит широкое и удобное седло. Понравится ему и своеобразный кожух за сиденьем, - кроме декоративной, он может нести утилитарную функцию: я, например, помещаю туда литровую емкость с маслом и запасную камеру. Бензобак стал, вроде бы, больше, во всяком случае, в задней части он гораздо шире, и это неудобно, а по существу ничуть не прибавил, в не...

Читать далее >>

Карбюратор Явы 638

Прошло уже четыре года с начала производства ЯВЫ-638. Эта модель, как уже не раз отмечалось в журнале, по всем техническим параметрам превосходит прежнюю ЯВУ-634. Новый двигатель мощнее и в то же время не уступает прежнему по экономичности и легкости пуска. И в этом немалая роль принадлежит карбюратору 2928СЕ. Он совершеннее, но в то же время намного сложнее по устройству. Да и в эксплуатации заметно отличается от карбюраторов предшествующих моделей ЯВ. И не удивляет, что многие относятся к новому прибору с недоверием. В ответ на запросы читателей мы предложили нашему постоянному автору В. СЕКРЕТОВУ рассказать об устройстве карбюратора ЯВЫ-638 и особенностях его регулировки. Многие "явисты" задаются вопросом: а зачем надо было менять карбюратор? Почему бы на новую ЯВУ не поставить столь хорошо зарекомендовавший себя от ЯВЫ-634? Дело вот в чем. Чтобы поднять мощность двигателя ЯВЫ, пришлось увеличить диаметр диффузора на 2 мм, и у карбюратора 2928СЕ он составляет 28 мм. Однако обойти...

Читать далее >>

Проверьте головку и патрубок. После ремонта двигателя на ИЖ Юпитер из-под головки цилиндра просачиваются газы

Проверьте головку и патрубок  Я знаю, некоторые владельцы мотоциклов «ИЖ-Юпитер» отмечают, что после ремонта двигателя из-под головки цилиндра просачиваются газы и в результате падает мощность. Жалоба справедливая. Между головкой и цилиндром не предусмотрена уплотняющая прокладка, поэтому у их стыковочных плоскостей должны быть плотно прилегающие поверхности. По разным причинам (неравномерная затяжка головки, неаккуратное обращение и др.) это условие нарушается, и тогда происходит прорыв газов по стыку.  Чтобы восстановить герметичность соединения, следует притереть поверхности. Для этого требуется несложное приспособление. показанное на рисунке. Оно обеспечивает центрирование головки (на цилиндре нет соответствующего буртика).Приспособление сделано из двух деревянных планок, собранных крестом. Оно плотно вставляется в цилиндр так. что верхняя закругленная часть выступает на 7 мм. На плоскость цилиндра наносим притирочную пасту (абразивный порошок, разве...

Читать далее >>

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Об эксплуатации (через 4 года)

Уроки Юпитера 4       Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года). В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Наскольк...

Читать далее >>

Днепр 12

Трехколесный вездеход  Схема трансмиссии: 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; главная передача; 5 — редуктор; 6 — дифференциал; 7 — ведущее колесо. Известно, каким большим спросом на селе пользуются у нас «Днепр» и «Урал» — тяжелые мотоциклы с коляской. И груз на таком можно везти, н проходимость у него неплохая. Но все же эти машины, обладая солидной мощностью (32 — 36 л. с.), не могут использовать полностью ее на мягком грунте из-за недостаточного сцепления с ним единственного из трех, ведущего колеса. Находящееся сбоку колесо коляски не только создает большое сопротивление движению, поскольку идет по собственной колее, но и стремится повернуть мотоцикл в свою сторону, еще более затрудняя движение. Поэтому для трехколесной машины самым эффективным способом повышения проходимости является передача крутящего момента и на колесо коляски. По такой схеме был выполнен мотоцикл МВ—750, вып...

Читать далее >>