В редакцию приходит много писем читателей с просьбой рассказать как правильно устанавливать указатели поворота на мотоциклах и какие приборы можно использовать для этой цели. Отвечает мастер спорта Б. Ф. Демченко.
Необходимость указателей поворота на мотоциклах ни у кого теперь не вызывает сомнения. Мотороллеры «Турист» и В-150М уже снабжаются указателями. В этом году они появятся на новых ИЖах. а также на мотоцикле Восход 2. Владельцам же машин прежних выпусков приходится устанавливать эти приборы самостоятельно.
Промышленность только начала выпускать нужное оборудование в комплекте, поэтому мотолюбители используют автомобильные или самодельные приборы.
В помощь им журнал неоднократно помещал различные материалы. Так, о переделке 12-вольтового автомобильного реле-прерывателя рассказывалось в ноябрьском, об изготовлении электронного реле — в майском номерах за 1970 год, а некоторые сведения об указателях поворота были опубликованы о июльском номере за 1965 год.
Согласно действующей ныне нормам, разработанной НИИавтоприборов совместно с ВНИИмотопромом. мотоцикл мотороллер или мопед должен иметь спереди и сзади по два фонаря указателей — два левых и два правых. В случае, если их свет виден одновременно спереди и сзади, допускается совмещение двух указателей в одном корпусе.
Рис. 1. Электрическая схема указателей поворота:
1 — центральный переключатель;
2 — реле указателя поворота:
3 — переключатель;
4 — передний и задний фонари левой стороны;
5 — штепсельная розетка;
6 — вилки фонарей указателей правой стороны и коляски;
7 — фонари указателей мотоцикла;
8 — фонари указателей коляски.
Расстояние, между крайними внутренними точками рассеивателей фонарей не может быть менее 150 мм для мотоциклов-одиночек или 600 мм для мотоциклов с коляской. Указатели, расположенные на руле, должны отстоять один от другого по меньшей мере на 500 мм. Кроме того, фонари как задние, так и передние на мотоциклах одиночках следует размещать на равном расстоянии от оси симметрии машины, на одинаковой высоте и в одной плоскости.
Передние указатели должны находиться на высоте не более 1300 мм и не менее 400 мм от земли, задние — на высоте не более 1000 мм и не менее 400 мм от земли. Указатель на боковом прицепе располагается на высоте от 400 до 800 мм.
Если мотоцикл, укомплектованный коляской, время от времени эксплуатируется как одиночка, его необходимо оборудовать соответствующими приборами и с правой стороны, предусмотрев, однако. возможность подключения вместо них указателей прицепа. Для этого в схему вводят специальную штепсельную розетку или штепсельный разъем, как показано на рис.1.
Рис. 2. Так установлены фонари указателей на ИЖ-ЮЗ с коляской
На коляске можно применять два указателя — один сзади, другой спереди, или один в высшей точке крыла коляски при условии, что его свет виден и спереди и сзади. Примером такой установки фонаря может служить мотоцикл ИЖ Юпитер З с коляской (рис. 2).
Рис. 3. Углы видимости фонарей указателей поворота на мотоцикле.
Многие мотоциклисты подключают к реле-прерывателю лампы габаритных фонарей, используя их и как указатели. Такую «рационализацию» нельзя одобрить, потому что при этом не обеспечиваются нужные углы видимости и яркость указателей поворота, оговоренные нормалью (рис. 3).
В соответствии с «Правилами движения» разрешается устанавливать указатели белого и оранжевого цвета впереди и оранжевого и красного сзади.
Рис. 4. Установка фонарей ПФ-10 на фаре.
К перечисленным требованиям добавим еще одно: фонари следует располагать так, чтобы они не разбились при случайном падении мотоцикла. С этой точки зрения ручки руля наименее подходящее место. Спереди лучше всего смонтировать фонари на кронштейнах крепления фары (рис.4), а сзади — на крыле. Рекомендуем фонари ПФ-10 (раньше их ставили на автомобили и мотоколяски в качестве подфарников). У них металлический корпус и выпуклый рифленый рассеиватель красного (ПФ-10П) или белого (ПФ-10Н) цвета. В передних надо ставить лампочки мощностью не меньше 10 вт, в задних — не меньше 15 вт. Если же используются фонари с зеркальным отражателем (типа велосипедной фары), мощность лампочек может быть снижена вдвое.
Пригоден для мотоциклов имеющийся в продаже новый задний фонарь мотороллера «Вятка», изготовленный в виде трехсекционной световой панели. Средняя секция — задний фонарь и стоп-сигнал, две оранжевые крайние — указатели поворота. Фонарь не портит внешнего вида машины и легко монтируется, указатели хорошо видны издалека.
Следующий узел схемы — переключатель. Наиболее приемлем из существующих — П25А (или П-200). используемый при включении ближнего дальнего света на мотоциклах. Для его установки на руле не требуется никаких переделок.
Рис. 5. Размещение реле-прерывателя в фаре.
Реле-прерыватель обычно размещают в фаре (рис. 5) или инструментальном ящике.
Наконец, для контроля за лампами указателей (если их свет не виден водителю) ставят сигнальную лампу (6в; 1,5 вт) на кожухе фары или в другом удобном месте. Она начинает учащенно мигать, если вышла из строя лампа указателя поворота.
Как видите, затраты невелики, работа несложная, а выигрыш неоспорим.
1971N03P28
Более надежный способ У части мотоциклов ИЖ-П3, ИЖ-Ю3 электронное реле РП1С указателей поворота постоянно включено вместе с зажиганием, что сокращает срок его службы.Чтобы оно работало только при включении указателей поворота, предлагалась (в книжке Б. Ф. Демченко «Советы мотоциклистам», изд. ДОСААФ, 1986 и журнале «За рулем») незначительная переделка реле посредством изменения цепей питания и введения двух диодов. Однако они, как оказалось, ухудшают четкость срабатывания реле. С целью исключить этот недостаток я нашел более надежный способ подключения реле с тем же изменением цепей питания, но без дополнительных диодов. Вместо штатного переключателя указателей поворота ставим переключатель света П25 А (он продается во всех автомотомагазинах) и подключаем его, как показано на рисунке (б). Три дополнительных вывода из реле не забудьте загерметизировать наподобие имеющихся. А. КОРОЛЬЧУК Волынская область, с. Милуши Выходной каскад реле РП1С и...
Читать далее >>«. причина которых мне непонятна. В чем может быть дело?» — спрашивает К. Симаков из Хабаровска.Наиболее вероятно, что стук издают кольца при встрече с кромками окон, в которые они немного западают во время движения поршня. Это явление, характерное для двухтактных двигателей, приводит и интенсивному износу цилиндра в месте расположения окон, а иногда и к поломке колец.Чтобы устранить их задевание, демонтируйте цилиндр и кольца. Снимите с нижних и верхних кромок окон при помощи надфиля и шкурки фаски, нак показано на рисунке, и тщательно удалите продукты обработки. Притупите наружные ребра колец на токарном станке (в оправке) или вручную напильником и шкуркой. После сборки двигателя, если работа выполнена правильно, вместо стуков вы должны услышать легкий шелест, издаваемый кольцами при перемещении в канавках поршня и переходе через окна, свидетельствующий о нормальной работе этих деталей.1974N03P18
Читать далее >>Повышение мощности двигателя — вопрос, интересующий многих мотоциклистов. И это понятно: динамические и другие параметры мотоцикла находятся в прямой зависимости от мощности его двигателя. Мы уже рассказывали («За рулем», 1967, № 1), как увеличить мощность двигателя ИЖ Планета до 18 л. с. Рис. 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора Некоторые читатели, не имеющие возможности выполнить весь рекомендованный в статье объем работ, спрашивают о более простых способах, позволяющих получить хотя бы небольшое (в две-три силы] повышение мощности. В публикуемой статье инженеров В. Абрамяна, А. Максимова и Б. Лежнева владельцам мотоциклов ИЖ 36 и ИЖ Планета даются рекомендации о том, как, внеся незначительные изменения в некоторые узлы и детали двигателя, повысить мощность до 15 л. с. Предлагаемые авторами конструктивные изменения не увеличивают расхода топлива и практически не сказываются на долговечности и надежности мотоцикла. Основные средства повышения мощности дви...
Читать далее >>Юпитер пятый и последний ?К началу зимы, когда я принялся за этот отчет, редакционный «Юпитер-5К-01» стал раскручивать шестнадцатую тысячу километров, Такой пробег еще не позволяет дать исчерпывающую информацию о достоинству и недостатках модели. Тем не менее впечатлений достаточно; специалисты утверждают, что для определения качества блюда не обязательно съедать его целиком. Будем следовать этому принципу.Начну с того, что, несмотря на радикально-красный цвет, никаких революционных изменений в «Юпитере-5» не заметил. По существу это все тот же, хорошо известный «ИЖ-Юпитер» более современного внешнего вида. Безусловно, движение к лучшему в нем есть, но лишь с целью «дотянуть» мотоцикл, в то время когда необходим качественный скачок. Изделие ковалось сугубо для внутреннего потребления, видно, что конкурировать с такими породистыми скакунами, как, например, БМВ, «Хонда» или «Ямаха», «Ижмаш» пока не планир...
Читать далее >>Уроки Юпитера 4 Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года). В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Наскольк...
Читать далее >>