О характере нагрузок и зависимости их от стиля вождения мотоцикла

О характере нагрузок и зависимости их от стиля вождения мотоцикла

Нагрузки и долговечность

Срок службы мотоцикла во многом зависит от нагрузок на его детали, а они, в свою очередь, — от манеры вождения. Если она грубая, силовая, когда водитель, не разбирая дороги, не тормозя, едет через ямы и бугры, резко включает передачи и сцепление, к тому же часто невпопад, мотоцикл больше стоит в ремонте, чем работает, и долго не живет. Чуткое же отношение к машине обеспечивает ее надежную и долговечную работу.

Более подробно о характере нагрузок и зависимости их от стиля вождения мотоцикла рассказывает инженер Ю. ВРУБЕЛЬ.

Нагружение мотоцикла. На его детали и узлы действуют постоянные и переменные нагрузки Постоянные обусловлены весом водителя, пассажира и багажа, а также самого мотоцикла, сопротивлением дороги, трением в подшипниках, подвижных соединениях и рядом других, менее значительных факторов. Переменные вызываются работой двигателя, воздействием неровностей дороги, а также различного рода кинематическими несоответствиями (биением валов и колес, перекосами, ненормальным натяжением цепей и т. д.). Разрушительное действие на деталь оказывают в основном переменные нагрузки, а постоянные участвуют в процессе лишь косвенно, изменяя величину переменных.

Переменные нагрузки, в свою очередь, разделяются на динамические и длительно действующие.

Динамические (или ударные) нагрузки

возникают в результате резкого приложения внешней силы или при быстром соединении масс, вращающихся с разными угловыми скоростями. Примерами динамических нагрузок могут служить: наезд на препятствие, заклинивание поршня в цилиндре, резкое включение сцепления; неправильное переключение передач; движение на высшей передаче с малыми оборотами, когда в трансмиссии начинаются рывки; биение валов или обода колеса и т. д. Эти нагрузки кратко-временны, но значительны по величине — они в три—пять раз превышают нагрузки от двигателя. Вызванные ими напряжения нередко достигают предела прочности материалов и даже превышают его и в отдельных случаях влекут разрушение деталей. Обычно же они деформируют детали, увеличивают всевозможные зазоры в сопряжениях, повышая этим динамичность последующего нагружения и сокращая ресурс механизма. Вот почему таких нагрузок следует по возможности избегать.

Длительно действующие нагрузки

вызываются работой двигателя и воздействием неровностей дороги. Они отличаются от динамических меньшей величиной, но очень большим количеством циклов действия. Число их измеряется сотнями тысяч и миллионами, в зависимости от пробега. Величина же нагрузок зависит от скорости и режима движения, состояния дороги, загрузки мотоцикла. Например интенсивный разгон резко увеличивает длительно действующие нагрузки, значительно приближая их к динамическим. На рисунке показаны осциллограммы длительно действующих и динамических нагрузок на вторичном валу коробки передач легкого мотоцикла. Видно, что вал испытывает не постоянную, а переменную нагрузку (в данном случае от крутящего момента) и как динамические нагрузки отличаются от длительно действующих по величине и по числу циклов.
Загрузка двигателя. Очень важным показателем нагружения мотоцикла является степень загрузки двигателя. В среднем за все время эксплуатации мотоцикл нагружается не полной мощностью двигателя, а лишь какой-то ее частью. Это объясняется тем, что скорость в большинстве случаев определяется не мощностью мотора, а дорожными условиями, включающими качество покрытия, интенсивность движения, условия безопасности и т. д. Полная или почти полная мощность используется лишь при максимальной скорости, резком обгоне, интенсивном разгоне и подобных случаях. Поэтому двигатель загружен в среднем на 30—70%, у более мощных мотоциклов эта величина меньше. Так, мотоцикл ИЖ—ПС использует в среднем лишь около 35% мощности, 3.115 — около 45%, а мопеды — около 70%.

При проектировании размеры деталей выбирают так, чтобы они по прочности выдерживали часто встречающиеся динамические нагрузки и обеспечивали заданный пробег, исходя из указанной выше степени загрузки двигателя. Если же требовать, чтобы детали обеспечивали заданный пробег при полной загрузке, то их размеры намного возрастут. Й наоборот, если при неизмененных размерах деталей существенно увеличить загрузку двигателя, резко уменьшится долговечность мотоцикла.

Влияние стиля вождения на долговечность. На практике увеличение нагрузок на мотоцикл по сравнению с нормальными проявляется в разных формах. К ним относятся: использование мотоцикла в спортивных целях, где режимы движения близки к максимальным; применение его для буксировки тяжелых грузов; неправильное натяжение цепей, люфты в подшипниках, биение колес, неумелая езда и т д. Движение с повышенной скоростью по разбитой дороге вызывает большие нагрузки на ходовую часть и трансмиссию, а через нее и на двигатель. Испытания показали, например, что при быстрой езде по разбитому булыжнику износ и разрушение деталей наступает в восемь — десять раз быстрее, чем при езде с такой же скоростью по асфальту.

Одним словом, стиль вождения оказывает очень большое влияние на долговечность. Встречаются водители, манера езды которых характеризуется непрерывной сменой интенсивного разгона интенсивным торможением, причем делается это без видимой необходимости. Такой стиль мало и только внешне похож на 'спортивный, потому что в нем нет рациональности. В то же время загрузка двигателя существенно возрастает, следовательно, долговечность его резко сокращается.

Не следует думать, что автор ратует за такую езду, при которой мотоцикл будут обгонять даже мопеды. Отнюдь нет. Мотоцикл предназначен для быстрой и уверенной езды по любой дороге, и в этом его достоинство. Однако согласитесь, что суматошная езда — это еще не быстрая езда, а гонка на разбитом булыжнике, в конечном счете, представляет не меньшую опасность для мотоцикла, чем для мотоциклиста. Разумеется, стиль вождения — это дело вкуса, характера и наклонностей самого водителя, показатель его опыта и квалификации. Смысл заключается в том, чтобы он четко понимал, как отражаются на его мотоцикле те или другие особенности вождения.

Отрицательно сказывается на долговечности мотоцикла передача его в чужие руки, особенно в целях обучения. Здесь динамичность нагружения возрастает из за неумелого управления. То же можно сказать о случае, когда он попадает к неаккуратному водителю. Так, несвоевременно или небрежно сделанная регулировка натяжения цепи. установка раннего зажигания (делающая более «жесткой» работу двигателя), перекос колеса в маятнике и т. п. заметно увеличивают нагрузки.

Осциллограммы нагрузок на вторичном валу коробки передач: а — асфальт, IV передача, 50 км/ч; б — булыжник, IV передача, 50 км/ч; в — асфальт, IV передача, разгон; г — резкое включение сцепления; д — неправильное переключение передач; е — движение на IV передаче на малой скорости с рывками; 1 — нулевая линия крутящего момента; 2 — средняя линия максимального крутящего момента по двигателю; 3 — кривая крутящего момента на вторичном валу (показаны участки осциллограммы длительностью около 1 с).

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Проблемы Явы - 638 (характерные "болячки")

Что болит у Явы 638 - наиболее часто встречающиеся проблемы у владельцев Jawa 638: Для того чтобы оценить новую модель ЯВЫ ( Jawa 638 ), надо вспомнить недостатки предыдущей: слабое шестивольтовое электрооборудование, хронический недозаряд аккумулятора, малоемкие инструментальные ящики и вечнотекущие сальники передней вилки. Все эти «узкие» места успешно «расшиты» в новой модели с индексом 638. Мотоцикл имеет рациональный и законченный внешний вид. Новое седло, которое на 50 мм шире и на 70 мм длиннее, гораздо удобнее прежнего. К сожалению, немного добрых слов можно сказать о двигателе, в котором, хотя и собраны удачные конструкторские находки, имеются серьезные недостатки. Вообще же на сегодняшний день среди мотоциклистов принято считать лучшим двигатель ЧЗ-350 ( CZ-350) модели «472-6», который сочетает в себе надежность Jawa 634 и 12V- генератор. Двигатель Явы 638 хорошо скомпонован. Его легкие алюминиевые цилиндры с развитым оребрением неплохо охл...

Читать далее >>

Цветная схема электрооборудования CZ 350 472

Электрооборудование CZ 472 (Нажмите на картинке, для увеличения) 1— главная лампа фары (6 В, 35 + 35 Вт); 2— лампа стояночного света (6 В, 4 Вт); 3— лампа указателя поворота (6 В, 15 Вт); 4 — контрольная лампа указателя поворота (б В, 2 Вт); 5 — контрольная лампа дальнего света (6 В» 2 Вт); 6 — контрольная лампа включения нейтральной передачи (6 В, 2 Вт); 7 — лампа контроля работы генератора (6 В, 2 Вт); 8 — лампа освещения спидометра (в В, 2 Вт); 9 — центральный переключатель; 10 — реле-прерыватель указателя поворота; 11 — включатель указателя поворота; 12 — переключатель ближнего — дальнего света с кнопкой включения звукового сигнала; 13 — звуковой сигнал; 14 и 16 — свечи зажигания; 15 — катушки зажигания; 17 — включатель стоп-сигнала; 18 — включатель контрольной лампы нейтральной передачи; 19 — контакт прерывателя правого цилиндра; 20 — конденсаторы...

Читать далее >>

Двигатель ИЖ Планета Спорт. Испытания

 В предыдущем номере (февраль 1976) журнала была опубликована статья о редакционных испытаниях нового мотоцикла. В ней упоминалось, что он был принят редакцией в январе минувшего года. А в августе из Ижевска пришло сообщение, что вместо него можно получить на заводе другую машину, уже с раздельной смазкой. Один из авторов этой статьи, Б. ДЕМЧЕНКО отправился на старом мотоцикле в Ижевск, а вернулся оттуда на другом, с раздельной смазкой. Ниже мы публикуем путевые заметки об этой поездке, которая входила в программу редакционных испытаний, и материал инженеров Э. КОНОПА и Л. ОВСИЕВИЧА, основанный на дальнейшей эксплуатации мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт». 5августа. От Москвы до Казани 800 километров отличной дороги. Они пройдены без единой задержки. Жара — около 28 градусов. Мотор работает чисто, спокойно. Но на скоростях выше 110 км/час появляется детонация, а при выключении зажигания наблюдаются калильные вспышки. Однако перегрева, потери мощности нет.6ав...

Читать далее >>

Коробка передач Днепра

Обслуживание коробки передач  Владельцы тяжелых мотоциклов В. Старченко, Н. Кузовкин из Ворошиловграда, К. Степанов из Перми уста* яовили на свои старые машины коробку передач производства киевского мотозавода и просят рассказать о ее обслуживании. Предоставляем слово начальнику КВ трансмиссии завода И. ЭНДЕЛЬМАНУ.С 1971 года на все модели мотоциклов «Днепр» завод устанавливает коробку передач МТ804000 с задним ходом и механизмом принудительного выключения сцепления при переключении передач.Техническое обслуживание этой коробки несложно. Прежде всего необходимо периодически контролировать посредством щупа уровень масла. В исправной коробке оно практически не расходуется, но возникновение случайной течи может привести к выходу агрегата из строя.На заводе коробку заправляют моторным маслом М8А ГОСТ 10541—78. Первую замену масла производят через 500 километров пробега, чтобы вместе с ним удалить продукты приработки деталей. В дальнейшем, при нормальных условиях эксп...

Читать далее >>

Минск М-105

Мотоциклы производства минского завода знакомы мотолюбителям. В 1968 году начато серийное производство мотоцикла , который по своим техническим параметрам значительно превосходит предыдущие модели. Выпуск новой машины всегда вызывает большой интерес у владельцев старых моделей. Какие детали новой конструкции подойдут к старым и от старых к новой, какие потребуются переделки, чтобы поставить новое сердце «ослабевшему» ветерану, — вот основные вопросы, которые волнуют их. Читателей интересует, конечно, и благодаря чему при тех же «кубиках» повысилась мощность. Цель публикуемой статьи — ответить на эти вопросы. Прежде всего, что такое мотоцикл ? Коротко — М-104 с совершенно новым силовым агрегатом (двигателем с коробкой передач) и закрытой задней передачей. Но есть и другие отличия: при нажатии на тормозную педаль загорается лампа стоп-сигнала: новая катушка зажигания Б-300 вместе с генератором Г-411 обеспечивают более мощную искру на свече и т. ...

Читать далее >>