вход регистрация забыли пароль?

Введите данные для входа:

Логин: +7 
Пароль:
регистрация забыли пароль?

Сезон на ЯВЕ 638-0-00

Мы расскаже о том, как провели сезон на ЯВЕ модели 638-0-00

Что отличает новую модель?
Обкатка сверх инструкции
Электрооборудование, зажигание: дефектов нет
Пожелания, исходя из опыта

С января минувшего года в Советский Союз стала поступать новая модель чехословацкого мотоцикла - ЯВА-350-638-0-00, окончательно вытеснившая с конвейера переходную ЯВУ-638-5. Мне посчастливилось стать одним из первых обладателей новинки, познакомиться с ее характером, поведением в эксплуатации.
На мой взгляд, новая модель заметно выигрывает в дизайне, который стал более современным, более привлекательным для глаза.
При первых же поездках водитель оценит широкое и удобное седло. Понравится ему и своеобразный кожух за сиденьем, - кроме декоративной, он может нести утилитарную функцию: я, например, помещаю туда литровую емкость с маслом и запасную камеру.
Бензобак стал, вроде бы, больше, во всяком случае, в задней части он гораздо шире, и это неудобно, а по существу ничуть не прибавил, в нем умещаются те же 17 литров. Но вот крышка бака, несомненно, удобнее: чтобы ее открыть или закрыть, не нужно прилагать больших усилий.
Инструкция рекомендует обкатывать мотоцикл на протяжении 2000 километров. Это общий порядок. Я же, исходя из собственного опыта, продлеваю "щадящий режим" до 3000, придерживаясь показателей, приведенных в таблице.
Особое внимание хочу обратить на то обстоятельство, что двигатель ЯВЫ-638 не любит чрезмерно низких оборотов. На всех режимах частота вращения коленчатого вала (кроме, конечно, холостого хода) не должна быть меньше 2000 оборотов в минуту.
Первую тысячу километров советую ездить без пассажира. После 2500 километров можно иглу в карбюраторе опустить на одно деление.
Масло в картере рекомендую сменить сразу после покупки, промыв картер. Последующие смены проводите при пробеге 500, 2000, 5000 километров и далее через каждые 5000.
После обкатки моя машина эксплуатировалась довольно жестко на самых разных дорогах, в том числе на Кавказе, где мы нередко пользовались и пешеходными тропами. Вмятины на выпускных трубах и глушителях напоминают об этом и теперь.
Всякое автономное путешествие, да еще вдвоем, требует немалого багажа. На новую модель я поставил проверенный неоднократно на старой ЯВЕ-638-5 багажник с боковыми полками. Груз я разместил как обычно: все самое тяжелое - на боковых полках, все легкое и громоздкое - на верхнем багажнике.
Из путевых неисправностей отмечу, пожалуй, три. Сначала отказали по очереди правый и левый задние амортизаторы; потом оборвались трос сцепления и привод включения стоп-сигнала. А за потевание стекол тахометра и спидометра обнаружилось еще до поездки.
Запотевание я устранил, промазав щель между стеклами и ободками пластилином, тросы починил в пути, а амортизаторы не трогал до возвращения домой, смирившись с тем, что они "пробивают" - просто поехал осмотрительнее.
Средний расход топлива у меня колеблется от 4 до 5 л/100 км, хотя езжу я довольно резко. Объясняется это, видимо, тем, что и о каждой возможно-сти сэкономить не забываю.

Пробег, км Состав топливной смеси (масло:бензин) Максимальные обороты на I,II,III передачах Минимальная скорость на IV передаче, км/ч Максимальная скорость на IV передаче, км/ч
0-500
500-100
1000-1500
1500-2000
2000-2500
2500-3000
свыше 3000
1:25
1:25
1:30
1:30
1:35
1:35
1:40
3000
3250
3500
4000
4500
5000
5500
60
55
50
50
45
45
40
70
75
80
90
100
110
-

Рекомендуемый состав топливной смеси и режимы на время обкатки мотоцикла ЯВА-638-0

В начале эксплуатации использовал только бензин АИ-93, потом стал разбавлять его "семьдесят шестым", а теперь перешел на А-76 окончательно. В холодное время - на него пришлось начало эксплуатации, - да еще при чистых камерах сгорания детонации вообще не было. Позже она появилась, но настолько легкая, что это вполне допустимо, поскольку проявляется лишь при резком разгоне. Правда, на юге на всякий случай я чуть уменьшил опережение зажигания да поставил более "холодные" свечи ПАЛ-14-9.
Теперь чуть подробнее об отдельных узлах и системах.
Двигатель работает мягко, посторонних шумов нет. Видно по всему, что завод над ним хорошо поработал, учел многочисленные пожелания наших мотоциклистов. Уменьшился стук поршней, исчез звон моторной цепи. После 10000 километров мотор вошел в полную силу.
Сцепление намного лучше, чем ЯВЫ-634. Во всяком случае, оно терпимее к пробуксовке - это в горах заметно.
Коробка передач шумела, я не придавал этому значения, ожидая, что шестерни притрутся. Когда же через 500 километров слил масло, поразился обилию стружки. Спохватившись, промыл картер керосином, залил свежее масло - и шум пропал. При каждой смене масла я теперь его тщательно контролирую: для этого горячее масло спускаю в чистую стеклянную банку, где всякие примеси хорошо видны.
Задняя цепь до 11000 километров вытянулась настолько, что колесо пришлось отодвинуть растяжками на 6 мм - значит, она удлинилась примерно на 12 мм, А это немного меньше половины допустимого износа. За то же время цепь не смазывал ни разу - пошел на это сознательно, чтобы получить достоверную информацию о ее долговечности. Получил. И теперь смазываю "Фиолом-1".
Колеса работают без замечаний. Смазку в подшипники пока не добавлял, спицы не подтягивал (точнее говоря, пытался, но не удалось, они не ослабли). Вообще за спицами советую следить, потому что, начиная слабнуть, они быстро разбивают гнезда под головками. А ремонт всегда более хлопотное дело, чем профилактика.
Тормоза, в общем, на ЯВЕ всегда были хорошими. Но в современных условиях, мне представляется, передний тормоз следовало бы сделать более сильным. Мне, по крайней мере, ни разу не удалось на асфальте заблокировать переднее колесо до юза, хотя очень старался.
Тросы управления работают хорошо. Но в приводе сцепления оборванные жилки появились через 4000 киломеров - это очень рано.
Передняя вилка безотказна. Течи масла через сальники, какая наблюдалась у ЯВЫ-638-5 выпуска 1983-1984 года, нет. Толчки от небольших неровностей вилка гасит прекрасно; в то же время она не "пробивает" до упора даже на самых больших ухабах.
Поскольку конструкция вилок по сравнению с моделью "634" изменена и в перьях нет втулок, площадь соприкосновения рабочих элементов увеличилась, удельные нагрузки стали меньше и ресурс вилки вырос. Масло в вилке советую менять через 3000-5000 километров пробега.
Задняя подвеска у ЯВЫ-638 такая же, как у предыдущей модели. Со всеми ее недостатками. Большинство "явистов" ничего не делают с задней вилкой, там не появятся люфты. И тут мно подстерегает неожиданность: ось задней вилки не извлекается. Ее накрепко соединила с другими деталями ржавчина. Чтобы этого не случилось, следует в первые же дни эксплуатации ЯВЫ разобрать этот узел и обильно смазать все детали "Литолом-24,- В этом случае и втулки служат намного дольше, и разборка для их замены легче.
Задние амортизаторы, честно говоря, восторга не вызывают. Их основные детали - пружина и гидравлический демпфер, без изменений, унаследованы от, ЯВЫ-360. А с тех пор и масса мотоцикла стала заметно больше, и скорости выросли. При езде без пассажира задняя подвеска слишком жестка, а при полной нагрузке (пассажир плюс груз) слишком мягка. Регулировки преднатяга пружин не хватает. Не хватает и хода подвески, часты срабатывания до упора. Явно амортизаторы должны быть сильнее (большей энергоемкости), с большим рабочим ходом. Желательно бы регулировать не только предварительный натяг пружин, но и жесткость гидравлического демпфера, например изменяя сечение специального жиклера при помощи винта.
Электрооборудование работает почти без дефектов.
Аккумулятор моей ЯВЫ изготовлен на Тайване. Хотелось бы надеяться, что по качеству он будет лучше югославских, которые очень недолговечны. Два года езды с сухими батарейками на ЯВЕ-638-5 отучили меня от контроля за состоянием аккумулятора. Поэтому в течение всего пробега ЯВЫ-638-0 я ни разу не проверил уровень электролита, рассчитывая в случае отказа аккумулятора заменить его батарейками. Конечно, следовать моему примеру не нужно (так сказать, береги аккумулятор смолоду). Частично могу оправдаться тем, что создаю аккумулятору самые "комфортные условия": обороты двигателя при езде поддерживаю не ниже 2000 в минуту, не включаю электроприборы при неработающем двигателе, пуск его занимает минимум времени. Поэтому аккумулятор всегда заряжен. В то же время несколько пониженное напряжение создает гарантию того, что электролит не кипит.
Зажигание выше всяких похвал. Практически всегда пуск удается с первой попытки. Может быть у меня такой удачный экземпляр, но достаточно открыть кран, поднять рычажок пускового устройства (если двигатель холодный), затем включить зажигание и нажать на пусковой рычаг. Совершенно не требуется предварительно насасывать топливо смесь пусковым рычагом, ни трохать ручку газа. В моей практике еще не встречалось мотоцикла с настолько легким пуском.
Досадным недоразумением считаю дефекты хомутов, крепящих катушки зажигания: они оборвались еще во время обкатки. С такими же фактами сталкиваются и другие владельцы ЯВЫ-638-0. Я не стал делать самодельные хомуты, а закрепил катушки изоляционной лентой.
В заключение хочу предложить несколько пожеланий, подсказанных опытом общения с ЯВАМИ разных лет. На мой взгляд, слишком тяжела рама для мотоцикла-одиночки. Следовало бы реконструировать генератор, чтобы при пуске обмотки возбуждения не потребляли бесцельно электрический ток. "Явисты" были бы очень рады бесконтактной электронной системе зажигания. И, конечно, надо вывести на современный уровень некоторые узлы, доставшиеся новой ЯВЕ от прежних моделей: ступицы, шарнир задней вилки, задние амортизаторы.


В. СЕКРЕТОВ Владимирская область, с. Санниково, "За рулем".

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Cхема электрооборудования Ява 634

Электрооборудование Jawa 634 (Нажмите на картинке, для увеличения) 1— главная лампа фары (6 В, 35+35 Вт); 2— лампа стояночного света (6 В, 4 Вт); 3— лампа указателя поворота (6 В, 15 Вт); 4— лампа контроля работы генератора (6 В, 2 Вт); 5 — контрольная лампа дальнего света (6 В, 2 Вт); б — лампа освещения спидометра (6 В, 2 Вт); 7 — центральный переключатель; 8 — реле-прерыватель указателя поворота; 9 — звуковой сигнал; 10 — переключатель ближнего—дальнего света с кнопкой включения звукового сигнала; 11 — включатель указателя поворота; 12 — конденсаторы; 13 и 14 — контакты прерывателя зажигания левого и правого цилиндров; 15 и 16 — свечи зажигания; 17 — катушки зажигания; 18 — включатель стоп-сигнала; 19 — реле-регулятор напряжения; 20 — аккумуляторная батарея (6 В, 14 А-ч); 21 — генератор (6 В, 75 Вт); 22 — предохранитель (15 А); 23 — лампа стоп...

Читать далее >>

Ява 680 Триал ( 250 кубов )

Jawa-680 250 кубов для триала   Среди поклонников мотоциклетного спорта все больше становится людей, увлекающихся триалом. Соответственно растет доля машин для триала в мировом производстве спортивных мотоциклов. Сейчас их делают такие заводы, как итальянские «Априлиа», «Бета», «Гарелли», японский «Хонда», «Симсон» — в ГДР, ЧЗ и ЯВА — в Чехословакии. Один из крупнейших производителей спортивных мотоциклов, итальянская фирма «Фантик», выпускает ежегодно 5000 машин, специально сконструированных для подобных соревнований. В масштабах Западной Европы это довольно внушительная цифра. ЯВА-680 — специальный мотоцикл модели 1987 года. Мотор рабочим объемом 246 см3 с диаметром цилиндра 70 мм и ходом поршня 64 мм — дальнейшая модификация двигателя ЯВА-125. При его создании преследовалась цель обеспечить минимальные внешние размеры и массу. Цилиндр — из сплава легких металлов, смесь в нем р...

Читать далее >>

Слово водителям Яв. Читательская конференция для владельцев чехословацких мотоциклов в 1966 году

Слово водителям Яв  Самая маленькая площадь в Москве— площадь Куйбышева — в один из июньских вечеров стала самой большой стоянкой мотоциклов «Ява» и «Чезет», прописанных в столице. Не случай, конечно, привел сюда в один день и час столько чехословацких машин. Информация в «Вечерней Москве» и объявления извещали о том, что в клубе Министерства финансов редакции журналов «За рулем» и «Мотор-ревю» (ЧССР) проводят читательскую конференцию для владельцев чехословацких мотоциклов. Несколько сот «явистов» заполнило большой зал. Многие прямо с работы. В кожанках, со шлемами в руках. А за этими людьми — огромная аудитория в полмиллиона человек. Мы не оговорились. Именно столько мотоциклов, мопедов, мотороллеров, сделанных в ЧССР, продано за последние годы у нас в стране. Импорт изделий чехословацкой мотопромышленности — один из многих компонентов взаимного товарооборота между двумя братскими ст...

Читать далее >>

Ремонт передней вилки и коробки передач мотоциклов ИЖ

Случается, что при наезде на препятствие вилка не выдерживает удара и перья ее гнутся. Если деформация невелика, она работает еще какое-то время, но при этом интенсивно изнашиваются втулки и сальники и время ремонта приближается не по дням, а по часам. Если же удар был достаточно силен, вилка перестает работать сразу, поскольку искривленные трубы не перемещаются одна относительно другой. Выправить их обычно не удается, и помочь тут может только замена. Но это, как говорится, аварийная ситуация. При обычной же эксплуатации вилка служит долго. А такие неисправности, как пробои (стук при сжатии до упора) или стук при обратном ходе, объясняются обычно недостатком жидкости или ее малой вязкостью и легко устраняются. Однако со временем втулки изнашиваются, резина сальников стареет, теряет упругость — и' тогда от ремонта не отвертишься. Сложность и объем его зависят от того, вовремя ли вы заметили первые неприятные симптомы: утечку жидкости, люфт и стук скользящей трубы. Два последни...

Читать далее >>

ИЖ Планета Спорт. Схема реле указалетей поворота ИЖ РП-2С

Схема ИЖ РП-2С «Просим опубликовать схему реле указателей поворота, применяемую на мотоцикле ИЖ Планета-спорт, поскольку ее нет в инструкции». С таким пожеланием обратились в редакцию мотолюбители В. Верещако из Донецкой области, К. Николаев из Перми и другие. Представляем схему реле ИЖ РП-2С (рис. 1) и для справок — цоколевку транзисторов (рис. 2). Рис. 1. Электрическая схема реле ИЖ РП-2С: резисторы R1 — R7 типа ВС; R8, R9 — типа МЛТ; конденсаторы С1 и С2 типа К50-3; величины напряжений могут отличаться от указанных на схеме на ±20%; R4 — подбирают при регулировании; приборы, обведенные пунктиром, установлены на мотоцикле.  Рис. 2. Цоколевка транзисторов: 1 — ГТ403В, 2 — КТ315Б, 3 — П216Б; Б — база; К — коллектор; Э — эмиттер.  1979N03P31

Читать далее >>