Паннония - коробка передач

 

В редакцию приходят письма от владельцев венгерских мотоциклов Паннония с вопросами об устройстве коробки передач, ее неисправностях и способах их устранения. Учитывая, что у нас в стране эксплуатируются десятки тысяч этих мотоциклов, мы отвечаем на вопросы читателей публикуемой ниже статьей.

Немного об устройстве

У коробки передач «Паннонии» (рис. 1) два вала: первичный (ведущий) и вторичный (ведомый). Нетрудно заметить, что четыре ведущих шестерни (1—4) первичного вала находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями (5—8) вторичного вала. Включение той или иной передачи осуществляется передвижением пар II и III передач вдоль валов при помощи вилок механизма переключения. Рассмотрим этот процесс подробнее.

 

Рис. 1. Схема коробки передач и положения шестерен при включении передач

Рис. 1. Схема коробки передач и положения шестерен при включении передач

0 — нейтральная передача; I—I передача; II—II передача; III—III передача; IV—IV передача;
1 — шестерня I передачи (z=12);
2 — шестерня II передачи (z=17);
3 — шестерня III передачи (z=20;
4 — шестерня IV передачи (z=22);
5 — шестерня Iпередачи (z=32);
6 — шестерня II передачи (z=27);
7 — шестерня III передачи (z= 24);
8 — шестерня IV передачи (z=20).

Нейтральная передача (см. рис. 1, 0). Шестерня 1, выполненная как целое с первичным валом, и шестерня 3, соединенная с ним внутренними зубьями (шлицевое соединение), не передают вращение вторичному валу, поскольку шестерни 5 и 7 свободно на нем вращаются.

Iпередача (см. рис. 1, I). Левая вилка механизма переключения передач (показана черной стрелкой), входящая в проточки шестерен 2 и 6, сдвигает их влево. Шестерня ( соединяется боковыми кулачками с шестерней I и передает вращение вторичному валу, поскольку соединена с ним внутренними зубьями.

IIпередаче (см. рис. 1, II) Шестерни 2 и 6 сдвигаются вправо. Шестерня 2 входит в зацепление с первичным валом внутренними зубьями и передает крутящий момент вторичному валу через шестерню 6.

IIIпередача (см. рис. 1, III). Правая вилка механизма переключения передач передвигает шестерни 3 и 7 влево. Вращение от шестерни 3 передается вторичному валу через шестерню 7, которая входит в зацепление с ним посредством внутренних зубьев.

IVпередача (см. рис. 1, IV). Шестерни 3 и 7 сдвигаются вправо. Шестерня 3 входит в зацепление с шестерней 4 боковыми кулачками и передает вращение вторичному валу через шестерню 8, которая закреплена на нем шпонкой.

Как определить причины неисправности и устранить их

Рывки в коробке и самовыключение передач при движении мотоцикла происходят, если шестерни вышли из зацепления между собой и с валами. Причины в основном две.

Первая — износ (скалывание) кромок боковых кулачков и ответных пазов шестерен 5 и 6 при включении I передачи (см. рис. 1, I) и шестерен 3 и 4 при включении IV передачи (см. рис. 1, IV)

Вторая — износ кромок внутренних зубьев шестерни 2 и зубьев первичного вала при включении II передачи и соответственно шестерни 7 и вторичного вала при включении III передачи.

Предельно допустимым износом деталей коробки следует считать закругление радиусом 1 мм кромок кулачков и пазов, а также углов внутренних зубьев шестерен и зубьев валов. При большем износе площадь контакта кулачков или зубьев недостаточна, чтобы удержать шестерни в зацеплении.

Первичный и вторичный валы подлежат замене, если они имеют радиальное биение (вследствие износа посадочных мест под шарикоподшипники), превышающее 0,2 мм. Биение до 0,2 мм допустимо и для втулок свободно вращающихся шестерен 4 и 5.

Ремонт закругленных кромок кулачков и пазов шестерен заключается в том, чтобы придать им прямоугольную форму. Это можно сделать наплавлением металла на изношенные участки с последующей механической и термической обработкой или, наоборот, снятием его на величину радиуса износа, как показано на рис. 2.

 

2. Закругление кромок кулачков и пазов (сечение)

 

Первый способ требует сложного оборудования. Второй — более прост. Металл снимают абразивным кругом на заточном или точильном станке. Высокая твердость шестерен не позволяет применить напильники или фрезы. Обработанные поверхности должны быть перпендикулярны плоскости шестерни. При соединении шестерен боковые плоскости всех кулачков должны одновременно касаться плоскостей пазов.

Бывает также, что при отсутствии люфта в механизме переключения передач и хорошем состоянии зубьев шлицевого соединения ведомого вала и шестерни 7 (см. рис. 1, 0) самопроизвольно выключается III передача. Это происходит из-за недостаточной «глубины» их соединения. Ее можно увеличить, сдвинув вторичный вал вправо на 1,5—2 мм. Для этого уменьшают ширину выступающей части ступицы шестерни 8 на 1,5—2 мм торцовкой на токарном станке (резцом с твердосплавной пластиной) или же, сняв с вала, на шлифовальном, заточном или точильном станках. Устанавливая регулировочную шайбу между наружным и стопорным кольцами левого подшипника, фиксируют вал в сдвинутом положении.

Все это не потребуется, если заменить вторичный вал новым, с более «длинными» зубьями, который выпускается с 1967 года.

Когда неисправен механизм переключения

Трудное включение передач может быть вызвано и тем, что шестерни передвигаются на валах на недостаточные расстояния. Это происходит при деформации или поломке вилок переключения, большом износе деталей механизма переключения и неправильной его регулировке.

Наиболее интенсивному износу подвержены рабочие плоскости вилок к их поводки, испытывающие действие сдвигающих шестерни сил. Величины этих сил зависят от радиуса износа кромок и иногда достигают таких значений, что разрушают вилку. Новая вилка, как правило, тоже быстро выходит из строя. В атом случае необходимо устранить причину, то есть отремонтировать зубья (кулачки) шестерен (валов), как указано выше, или заменить их.

Износ поводка вилки приводит к появлению большого зазора между ним и стенкой фигурного паза диска переключения 10 (рис. 3), вследствие чего поворот диска не вызывает необходимого перемещения вилки. В этом случае можно заменить поводок самодельным. Его вытачивают из стали (30ХГСА, 45 или им подобной), приклепывают к вилке и после этого подвергают местной закалке. Диаметр поводка определяют, исходя из того, что зазор в пазе диска должен быть в пределах 0,3—0,4 мм. Его проверяют по всей длине паза, и где нужно опиливают стенки паза с двух сторон, не нарушая конфигурации

Для деталей механизма переключения передач завод-изготовитель допускает износ, не превышающий следующих величин: радиус на рабочей кромке собачек 9 (см. рис. 3) и на зубьях сектора переключения — 0,5 мм; люфт ползуна 8 на пальце— 0,5 мм; осевой люфт поворотной вилки 2 на стержне —1,5 мм; радиальный люфт державки собачек на ступице зубчатого сектора — 0,5 мм.

Детали, имеющие больший износ, заменяют.

Регулируем механизм переключения

Обязательное условие для нормальной работы коробки передач — правильная регулировка механизма переключения передач, которую по мере износа деталей периодически проверяют, а при разборке-сборке — делают заново.

 

3. Механизм переключения передач (в разобранном виде)

3. Механизм переключения передач (в разобранном виде):
1 — рычаг переключения;
2 — поворотная внлка;
3 — коромысло вала переключения;
4 — контровочная гайка;
5 — регулировочный винт;
6 — крышка;
7 — пружина возврата в среднее положение;
8 — ползун;
9 — собачки;
10 — диск переключения;
11 — вилка;
12 — ось вилок;
13 — фиксатор диска.

 

Регулировку ведут вдвоем, придерживаясь такой последовательности. Сливают масло и снимают левую крышку картера. Отворачивают контровочные гайки 4 (см. рис. 3) и регулировочные винты I, расположенные сверху и снизу левой половины картера. Снимают крышку механизма переключения и вместо нее ставят специальную, имеющую вырез для осмотра (она препятствует выскакиванию пружины возврата рычага). Если крышки нет, пружину приходится удерживать рукой. Затем надевают рычаг переключения на вал, включают III передачу, одновременно вращая звездочку или заднее колесо (это делает помощник). Не отпуская рычаг переключения, вворачивают верхний регулировочный винт I до упора в коромысло 3, приваренное к валу рычага переключения. Теперь при включении III передачи вал рычага будет поворачиваться только на угол, ограниченный регулировочным винтом, обеспечивая при этом включение передачи и фиксацию диска стопорным пальцем.

Однако, учитывая последующий износ деталей, надо увеличить угол поворота рычага, для чего отворачивают регулировочный винт настолько, чтобы фиксатор 13 диска передвинулся примерно на 1 мм от фиксирующего положения.

Нижний регулировочный винт устанавливают при включенной II передаче.

 

Рис. 4. Регулировка пружины возврата

 

Далее регулируют пружину 7 возврата рычага (вала) переключения в среднее положение. Для этого после включения передачи медленно отпускают рычаг. Когда рычаг приблизится к среднему положению, собачки должны войти во впадины зубчатого сектора, что сопровождается хорошо слышимым щелчком. Если рычаг займет среднее положение, а собачки не защелкнутся, следует подогнуть палец фиксации пружины, как это показано на рис. 4. Так же регулируют пружину при отклонении рычага в другую сторону, добиваясь одинакового свободного хода при повороте его вверх и вниз от среднего положения.

В заключение несколько слов о причинах поломки и преждевременного износа деталей коробки передач и механизма переключения.

Основная из них в том, что водители увеличивают обороты двигателя раньше, чем произошло полное включение передачи. Недостаточная площадь контакта валов и шестерен вызывает высокие удельные нагрузки, их износ и разрушение.

Нужно помнить, что мотоцикл Паннония не спортивный мотоцикл и зеленый огонь светофора вовсе не сигнал стартера. Поэтому при трогании с места и перемене передач включайте сцепление и повышайте обороты двигателя плавно, убедившись в том, что передача включена полностью.

Опытные мотоциклисты проезжают десятки тысяч километров, не ремонтируя коробку передач. Желаем и вам, товарищи, пополнить их ряды.

Б. СИНЕЛЬНИКОВ,
инженер

 

1968N08P24-25

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Решение проблемы засорения поплавковой камеры в карбюраторе

Владельцам мотоцикла Ява 634 Чтобы сливное отверстие в поплавковой камере карбюратора на мотоцикле Ява 350 634 не засорялось, я вставил в него изогнутую (см. рисунок) пластмассовую трубку (пригоден использованный стержень от шариковой авторучки). Прямую трубку нагрел в кипятке и остудил на предварительно согнутой проволоке подходящего диаметра — так она сохранит форму и на ней не будет изломов. Установить ее легко если предварительно ослабить крепление крышки поплавковой камеры, а затем затянуть винты, зажав конец трубки в сливном отверстии.М. ИВАНОВ172500, Калининская область, г. Нелидово,ул. Куйбышева, 66, кв. 4 Пластмассовая трубка, предохраняющая сливное отверстие карбюратора от загрязнения: 1 — корпус поплавковой камеры; 2 — трубка; 3 — поплавок. 1980N06P33

Читать далее >>

Ява Автоматик

С автоматическим центробежным механизмом включения сцепления     Мотоцикл существует более полувека. На протяжении всего этого времени он постоянно совершенствовался. И сегодня продолжается неутомимая работа над увеличением мощности двигателя, улучшением компоновки машины, повышением комфортабельности. Ежегодно сотни заявок поступают в патентные бюро. Последние годы многие конструкторы заняты разработкой новых видов двигателей для одноколейных экипажей. На дорогах уже появились опытные модели с таким оснащением. Если учесть, что путь от экспериментальных образцов до серийного занимает иногда десятилетие, то можно предположить, что появление кардинально новых машин дело не столь близкого будущего. Гораздо ближе к завершению работы, направленные на облегчение вождения мотоцикла. Сравнительно недавно внимание специалистов мотоциклостроения было привлечено к двум «Явам». Красные машины внешне мало чем отличались от своих так хорошо известных собратьев. И компоновка та...

Читать далее >>

Советы по устранению неисправностей мотоциклов Ява

Тем, кто ездит на мотоциклах Ява     В редакцию приходит множество писем от владельцев мотоцикла Ява. Они просят советов по устранению неисправностей, появляющихся в процессе эксплуатации. Редакция обратилась к специалистам и публикует их ответы на эти вопросы. Рассказывает механик московской мастерской гарантийного ремонта мотоциклов Ява и Чезет В. Т. БОЙКО.   О неисправностях механизма сцепления, коробки передач и кик-стертера Механизм сцепления. Если правильно отрегулированное сцепление включается не плавно, а рывками, то для установления дефекта необходимо сцепление разобрать. Прежде всего снимают левую крышку. Педаль переключения перед этим демонтировать не нужно: ее следует установить в положение для переключения передач, а не в положение пуска двигателя. Педаль снимают вместе с крышкой и валом переключения (осторожно, чтобы не потерять отжимную крышку вала). Перед снятием крышки сливают масло из картера коробки передач или кладут мотоцикл на правый бок, предварите...

Читать далее >>

Как легче снять цилиндры на Яве. Защитные прокладки на шпильки

Защитные прокладки на шпильки   После длительной эксплуатации мотоцикла ЯВА, особенно в сельской местности, бывает трудно снять цилиндры: пыль и песок, смешиваясь с маслом, плотно забивают отверстия под шпильки. К тому же при разборке часть этой грязи попадает в картер, как ни стараешься его закрыть.   Прокладка под головку   Я избавился от этой неприятности следующим образом. Из сырой резины толщиной около 2 мм вырезал шесть прокладок (согласно рисунку) и надел их на шпильки до установки головки. При работе двигателя от нагрева они вулканизуются и надежно закрывают отверстия от пыли. Уже несколько лет я успешно применяю этот способ. В. КОРОТЧИКОВ Гомельская область, г. Озераны   1989N07P33

Читать далее >>

Новый воздушный фильтр с бумажным элементом для Днепра

Новый фильтр для Днепра   Известно, что, чем чище воздух, поступающий в двигатель, тем меньше страдают от абразивного износа детали цилиндро-поршневой группы. Для очистки воздуха от пыли в тяжелых мотоциклах — «Днепре» и «Урале» до конца прошлого года применялись фильтры инерционно-масляного типа, в корпусе которых имеются масляная ванна и фильтрующий элемент в виде набивки из синтетических волокон. Такие фильтры обладают сравнительно низкой эффективностью очистки воздуха, требуют частого обслуживания, в первую очередь доливки и смены масла, а также промывания набивки.Более эффективны фильтры сухого типа, в которых фильтрующим элементом служит специальная пористая бумага или нетканый материал. Они обладают высокой эффективностью очистки (99,3—99,9%) и меньше нуждаются в обслуживании. На киевском мотоциклетном заводе разработан и прошел всесторонние испытания новый воздушный фильтр с бумажным элементом, который с конца прошлого года устанавливает...

Читать далее >>