Паннония - коробка передач

 

В редакцию приходят письма от владельцев венгерских мотоциклов Паннония с вопросами об устройстве коробки передач, ее неисправностях и способах их устранения. Учитывая, что у нас в стране эксплуатируются десятки тысяч этих мотоциклов, мы отвечаем на вопросы читателей публикуемой ниже статьей.

Немного об устройстве

У коробки передач «Паннонии» (рис. 1) два вала: первичный (ведущий) и вторичный (ведомый). Нетрудно заметить, что четыре ведущих шестерни (1—4) первичного вала находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями (5—8) вторичного вала. Включение той или иной передачи осуществляется передвижением пар II и III передач вдоль валов при помощи вилок механизма переключения. Рассмотрим этот процесс подробнее.

 

Рис. 1. Схема коробки передач и положения шестерен при включении передач

Рис. 1. Схема коробки передач и положения шестерен при включении передач

0 — нейтральная передача; I—I передача; II—II передача; III—III передача; IV—IV передача;
1 — шестерня I передачи (z=12);
2 — шестерня II передачи (z=17);
3 — шестерня III передачи (z=20;
4 — шестерня IV передачи (z=22);
5 — шестерня Iпередачи (z=32);
6 — шестерня II передачи (z=27);
7 — шестерня III передачи (z= 24);
8 — шестерня IV передачи (z=20).

Нейтральная передача (см. рис. 1, 0). Шестерня 1, выполненная как целое с первичным валом, и шестерня 3, соединенная с ним внутренними зубьями (шлицевое соединение), не передают вращение вторичному валу, поскольку шестерни 5 и 7 свободно на нем вращаются.

Iпередача (см. рис. 1, I). Левая вилка механизма переключения передач (показана черной стрелкой), входящая в проточки шестерен 2 и 6, сдвигает их влево. Шестерня ( соединяется боковыми кулачками с шестерней I и передает вращение вторичному валу, поскольку соединена с ним внутренними зубьями.

IIпередаче (см. рис. 1, II) Шестерни 2 и 6 сдвигаются вправо. Шестерня 2 входит в зацепление с первичным валом внутренними зубьями и передает крутящий момент вторичному валу через шестерню 6.

IIIпередача (см. рис. 1, III). Правая вилка механизма переключения передач передвигает шестерни 3 и 7 влево. Вращение от шестерни 3 передается вторичному валу через шестерню 7, которая входит в зацепление с ним посредством внутренних зубьев.

IVпередача (см. рис. 1, IV). Шестерни 3 и 7 сдвигаются вправо. Шестерня 3 входит в зацепление с шестерней 4 боковыми кулачками и передает вращение вторичному валу через шестерню 8, которая закреплена на нем шпонкой.

Как определить причины неисправности и устранить их

Рывки в коробке и самовыключение передач при движении мотоцикла происходят, если шестерни вышли из зацепления между собой и с валами. Причины в основном две.

Первая — износ (скалывание) кромок боковых кулачков и ответных пазов шестерен 5 и 6 при включении I передачи (см. рис. 1, I) и шестерен 3 и 4 при включении IV передачи (см. рис. 1, IV)

Вторая — износ кромок внутренних зубьев шестерни 2 и зубьев первичного вала при включении II передачи и соответственно шестерни 7 и вторичного вала при включении III передачи.

Предельно допустимым износом деталей коробки следует считать закругление радиусом 1 мм кромок кулачков и пазов, а также углов внутренних зубьев шестерен и зубьев валов. При большем износе площадь контакта кулачков или зубьев недостаточна, чтобы удержать шестерни в зацеплении.

Первичный и вторичный валы подлежат замене, если они имеют радиальное биение (вследствие износа посадочных мест под шарикоподшипники), превышающее 0,2 мм. Биение до 0,2 мм допустимо и для втулок свободно вращающихся шестерен 4 и 5.

Ремонт закругленных кромок кулачков и пазов шестерен заключается в том, чтобы придать им прямоугольную форму. Это можно сделать наплавлением металла на изношенные участки с последующей механической и термической обработкой или, наоборот, снятием его на величину радиуса износа, как показано на рис. 2.

 

2. Закругление кромок кулачков и пазов (сечение)

 

Первый способ требует сложного оборудования. Второй — более прост. Металл снимают абразивным кругом на заточном или точильном станке. Высокая твердость шестерен не позволяет применить напильники или фрезы. Обработанные поверхности должны быть перпендикулярны плоскости шестерни. При соединении шестерен боковые плоскости всех кулачков должны одновременно касаться плоскостей пазов.

Бывает также, что при отсутствии люфта в механизме переключения передач и хорошем состоянии зубьев шлицевого соединения ведомого вала и шестерни 7 (см. рис. 1, 0) самопроизвольно выключается III передача. Это происходит из-за недостаточной «глубины» их соединения. Ее можно увеличить, сдвинув вторичный вал вправо на 1,5—2 мм. Для этого уменьшают ширину выступающей части ступицы шестерни 8 на 1,5—2 мм торцовкой на токарном станке (резцом с твердосплавной пластиной) или же, сняв с вала, на шлифовальном, заточном или точильном станках. Устанавливая регулировочную шайбу между наружным и стопорным кольцами левого подшипника, фиксируют вал в сдвинутом положении.

Все это не потребуется, если заменить вторичный вал новым, с более «длинными» зубьями, который выпускается с 1967 года.

Когда неисправен механизм переключения

Трудное включение передач может быть вызвано и тем, что шестерни передвигаются на валах на недостаточные расстояния. Это происходит при деформации или поломке вилок переключения, большом износе деталей механизма переключения и неправильной его регулировке.

Наиболее интенсивному износу подвержены рабочие плоскости вилок к их поводки, испытывающие действие сдвигающих шестерни сил. Величины этих сил зависят от радиуса износа кромок и иногда достигают таких значений, что разрушают вилку. Новая вилка, как правило, тоже быстро выходит из строя. В атом случае необходимо устранить причину, то есть отремонтировать зубья (кулачки) шестерен (валов), как указано выше, или заменить их.

Износ поводка вилки приводит к появлению большого зазора между ним и стенкой фигурного паза диска переключения 10 (рис. 3), вследствие чего поворот диска не вызывает необходимого перемещения вилки. В этом случае можно заменить поводок самодельным. Его вытачивают из стали (30ХГСА, 45 или им подобной), приклепывают к вилке и после этого подвергают местной закалке. Диаметр поводка определяют, исходя из того, что зазор в пазе диска должен быть в пределах 0,3—0,4 мм. Его проверяют по всей длине паза, и где нужно опиливают стенки паза с двух сторон, не нарушая конфигурации

Для деталей механизма переключения передач завод-изготовитель допускает износ, не превышающий следующих величин: радиус на рабочей кромке собачек 9 (см. рис. 3) и на зубьях сектора переключения — 0,5 мм; люфт ползуна 8 на пальце— 0,5 мм; осевой люфт поворотной вилки 2 на стержне —1,5 мм; радиальный люфт державки собачек на ступице зубчатого сектора — 0,5 мм.

Детали, имеющие больший износ, заменяют.

Регулируем механизм переключения

Обязательное условие для нормальной работы коробки передач — правильная регулировка механизма переключения передач, которую по мере износа деталей периодически проверяют, а при разборке-сборке — делают заново.

 

3. Механизм переключения передач (в разобранном виде)

3. Механизм переключения передач (в разобранном виде):
1 — рычаг переключения;
2 — поворотная внлка;
3 — коромысло вала переключения;
4 — контровочная гайка;
5 — регулировочный винт;
6 — крышка;
7 — пружина возврата в среднее положение;
8 — ползун;
9 — собачки;
10 — диск переключения;
11 — вилка;
12 — ось вилок;
13 — фиксатор диска.

 

Регулировку ведут вдвоем, придерживаясь такой последовательности. Сливают масло и снимают левую крышку картера. Отворачивают контровочные гайки 4 (см. рис. 3) и регулировочные винты I, расположенные сверху и снизу левой половины картера. Снимают крышку механизма переключения и вместо нее ставят специальную, имеющую вырез для осмотра (она препятствует выскакиванию пружины возврата рычага). Если крышки нет, пружину приходится удерживать рукой. Затем надевают рычаг переключения на вал, включают III передачу, одновременно вращая звездочку или заднее колесо (это делает помощник). Не отпуская рычаг переключения, вворачивают верхний регулировочный винт I до упора в коромысло 3, приваренное к валу рычага переключения. Теперь при включении III передачи вал рычага будет поворачиваться только на угол, ограниченный регулировочным винтом, обеспечивая при этом включение передачи и фиксацию диска стопорным пальцем.

Однако, учитывая последующий износ деталей, надо увеличить угол поворота рычага, для чего отворачивают регулировочный винт настолько, чтобы фиксатор 13 диска передвинулся примерно на 1 мм от фиксирующего положения.

Нижний регулировочный винт устанавливают при включенной II передаче.

 

Рис. 4. Регулировка пружины возврата

 

Далее регулируют пружину 7 возврата рычага (вала) переключения в среднее положение. Для этого после включения передачи медленно отпускают рычаг. Когда рычаг приблизится к среднему положению, собачки должны войти во впадины зубчатого сектора, что сопровождается хорошо слышимым щелчком. Если рычаг займет среднее положение, а собачки не защелкнутся, следует подогнуть палец фиксации пружины, как это показано на рис. 4. Так же регулируют пружину при отклонении рычага в другую сторону, добиваясь одинакового свободного хода при повороте его вверх и вниз от среднего положения.

В заключение несколько слов о причинах поломки и преждевременного износа деталей коробки передач и механизма переключения.

Основная из них в том, что водители увеличивают обороты двигателя раньше, чем произошло полное включение передачи. Недостаточная площадь контакта валов и шестерен вызывает высокие удельные нагрузки, их износ и разрушение.

Нужно помнить, что мотоцикл Паннония не спортивный мотоцикл и зеленый огонь светофора вовсе не сигнал стартера. Поэтому при трогании с места и перемене передач включайте сцепление и повышайте обороты двигателя плавно, убедившись в том, что передача включена полностью.

Опытные мотоциклисты проезжают десятки тысяч километров, не ремонтируя коробку передач. Желаем и вам, товарищи, пополнить их ряды.

Б. СИНЕЛЬНИКОВ,
инженер

 

1968N08P24-25

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Полезные советы владельцам мотороллера Вятка ВП-150

Тем, кто ездит на Вятке    Много лет я езжу на мотороллере «Вятка» модели ВП-150. За это время у меня накопился некоторый опыт, сложившийся из длительных наблюдений и экспериментов. Думаю, что он будет полезен и другим водителям этих машин. В инструкции к мотороллеру рекомендуется заменять масло в картере через каждые 2000 км пробега, то есть так же, как, например, в «Ковровце». Но если в мотоцикле масла 600—800 см3, то в «Вятке» только 130 см3. Поэтому оно быстро загрязняется и теряет свои качества. Есть смысл менять автол через 1000 или даже 500 км. Все, кто долго ездит на «Вятке», наверно, замечали, что отверстие защитной муфты, через которую проходит впускной патрубок цилиндра, со временем расширяется и через образовавшийся зазор в отсек карбюратора проникает пыль и грязь с заднего колеса. Уплотнительное кольцо из изоляционной ленты или другого материала поможет вам избавиться от этого. Если у вашей машины перегорит б...

Читать далее >>

Индикаторы искрообразования

      В определении неисправностей системы зажигания большую помощь могут оказать простейшие устройства, описанные ниже. Все они очень просты в изготовлении и доступны любому желающему.        На рисунке 1,а показана схема одного из вариантов индикатора исправности контактного прерывателя.       Когда контакты разомкнуты, ток через катушку зажигания не протекает-индикатор обесточен. После замыкания контактов падение напряжения на первичной обмотке увеличивается до напряжения бортовой сети, поэтому светодиод HL1 загорается.       Если движок работает, светодиод вспыхивает при каждом замыкании контактов прерывателя, причём на малых оборотах коленвала отдельные вспышки различимы на глаз. Желаемую яркость свечения изменяют, подбирая резистор (меньше сопротивление-ярче свет, и наоборот). Для защиты светодиода от выхода из строя из-за импульсов обратного напряжения можно согласно...

Читать далее >>

О некоторых причинах мотоциклетных аварий. Взгляд со стороны автомобилиста

Если взглянуть со стороныРис. Я. БронниковаСтолкновение мотоцикла с автомобилем чрезвычайно опасно. А для человека за рулем мотоцикла — смертельно опасно! Видимо, все отчетливо понимают, что мотоциклист уязвим буквально со всех сторон. Водителю автомобиля еще можно надеяться на счастливый исход при аварии, ибо конструкторы за последнее время сделали немало, чтобы защитить и его и пассажиров от тяжелых травм. В современных автомобилях появился целый ряд средств так называемой пассивной безопасности, то есть устройств, которые в нужный момент срабатывают помимо воли водителя. Скажем, ремни безопасности, (небьющиеся стекла, утапливающиеся рули, мягкая обивка панелей и т. п. У мотоциклиста ничего зтого нет, разве только защитный шлем, которым некоторые, к сожалению, до сих пор еще пренебрегают.Автор, признаюсь, сам не мотоциклист и на «ИЖе» или «Яве» сидел лишь в качестве пассажира. Он водитель автомобиля. И как раз поэтому решил высказать водителю мотоцикла т...

Читать далее >>

От чего зависит синхронность работы цилиндров и как её добиться

О равномерной работе цилиндров Многие владельцы мотоциклов с двухцилиндровым двухтактным двигателем, каким являются «ИЖ—Юпитер» и ЯВА-350, просят рассказать, отчего зависит «синхронность» работы цилиндров и как ее добиться.Предоставляем слово инженеру Э. В. КОНОПУ.О равномерности работы цилиндров обычно судят, сопоставляя характер выхлопа и состояние свеч в них. Если из одного глушителя газы выходят более частыми и четкими порциями, чем из другого, — значит в первом из них рабочий процесс протекает более равномерно. Как правило, свеча в нем оказывается сухой, а в отстающем цилиндре — замасленной или покрытой копотью.Такая картина в большей или меньшей степени характерна для всех двухцилиндровых двигателей с одним карбюратором. В чем здесь дело? Известно, что работа двигателя (каждого его цилиндра) зависит от состава смеси и искры, воспламеняющей ее. Приготовление смеси начинается в карбюраторе, продолжается во впускном тракте и кривошипной...

Читать далее >>

Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ Планета Спорт

 «Планета-спорт» — первый ижевский мотоцикл с 12-вольтовым электрооборудованием, которое отвечает всем современным (на 1982 год) требованиям, предъявляемым к этой системе. (нажмите на картинке, для увеличения)  I— лампа стояночного света; 2 — лампа главного света; 3 — лампа контроля нейтрали; 4 — резистор; 5 — лампа контроля давления масла; 6 — реле указателей поворота; 7 — блок диодов (развязка); 8 — лампа освещения шкалы спидометра; 9 — замок зажигания; 10 — передние фонари указателей поворота; II— включатель света фары и аварийный выключатель зажигания; 12 — включатель стоп-сигнала ручного тормоза; 13 — реле-регулятор; 14 — включатель лампы нейтрали; 15 — лампа контроля дальнего света; 16 — лампа контроля указателей поворота; 17 — лампа контроля работы генератора; 18 — звуковой сигнал; 19 — переключатель света и указателей поворота, в...

Читать далее >>