В предыдущем номере журнала была напечатана статья об эксплуатации мотоцикла ИЖ-56. Многими из приведенных в ней рекомендаций могут воспользоваться и владельцы «Ковровца-175». Но этот мотоцикл имеет свои особенности. Главная из них — электрооборудование переменного тока с напряжением в цепи освещения 6 в.
Основным прибором электрооборудования является генератор, от которого зависит нормальная работа всей системы. Плохое искрообразование, слабый свет в фаре указывают на неисправность генератора.
Причиной неудовлетворительной работы генератора может быть сильное биение ротора. Оно возникает вследствие слабого его крепления на правой цапфе. Чаще всего биение сопровождается появлением царапин и надиров, возникающих при соприкосновении ротора с полюсными башмаками статора. Чтобы устранить эту неисправность, болт 5 (см. рисунок) крепления ротора необходимо надежно затянуть. Если и после этого биение будет продолжаться, надо проверить правый коренной подшипник и в случае износа заменить его.
При снятии статора нельзя отделять напрессованную на него крышку. На заводе ее устанавливают в определенном положении, которое соответствует разрыву контактов прерывателя в момент возникновения тока максимальной величины в обмотках катушки зажигания. Это происходит, когда полюсы ротора находятся в определенном положении относительно полюсных башмаков обмоток статора (угол между полюсами ротора и статора, соответствующий данному положению, называют «абрисом»).
Всякое изменение положения крышки может повлечь за собой перекос полюсных башмаков и повреждение катушек, что в лучшем случае вызывает ослабление искры, так как ток в обмотке генератора к моменту разрыва контактов прерывателя будет меньше, чем при нормальном абрисе. В худшем случае генератор вообще выйдет из строя.
Устанавливая статор с крышкой, надо крепить его к правой половинке картера винтами 17, не забывая подложить пружинные шайбы 18.
После монтажа статора следует проверить и установить зажигание, руководствуясь инструкцией.
Одной из распространенных причин, вызывающих остановку мотоцикла в пути, является неисправность прерывателя (он крепится к генератору винтом 16).
Повышенное искрение указывает на неисправность прерывателя. Оно может быть вызвано:
1) непараллельностью контактов, возникающей из-за перекосов оси 14 или наковальни 6;
2) сдвигом контактов, т. е. неполным соприкосновением их площадей (вследствие износа молоточка или шайб 12, 13);
3) загрязнением контактов маслом, пылью или нагаром;
4) выходом из строя конденсатора 4.
Чтобы отремонтировать прерыватель, в любом случае его разбирают и промывают высокооктановым бензином.
Непараллельность контактов можно устранить подгибанием наковальни или оси молоточка, а взаимный сдвиг контактов — заменой шайб, которые вырезают из текстолита толщиной 0,5— 0,8 мм.
Нагар и окислительные пленки удаляют с контактов при помощи мелкозернистой наждачной бумаги, абразивной пластинки или надфиля, причем окислы и нагар снимают равномерно по всей площади контактов.
Нередко из-за неисправности прерывателя глохнет двигатель. Объясняется это большим износом стенок отверстия молоточка. Токопроводящая металлическая пластина с контактом 9 или пружиной 7 касается основания прерывателя 10, отчего происходит короткое замыкание. Определить эту неисправность можно по нагару на основании прерывателя или по синеве, образовавшейся на пружине, которая к тому же теряет упругость. Замыкание можно устранить, подкладывая текстолитовые шайбы под молоточек (их надевают на ось).
Очень важно своевременно, через каждые 1000 км пробега, смазывать одной-двумя каплями костяного или вазелинового масла ось 14 молоточка прерывателя и фильц 15.
Для безотказной работы свечи большое значение имеет нормальный зазор между ее электродами. Его надо систематически проверять, так как в процессе эксплуатации электроды обгорают. Регулируют зазор (он должен составлять 0,4—0,6 мм) подгибанием электрода.
Лампы могут перегорать прежде всего из-за нарушения контактов сопротивления (К = 1,25 ома), шунтирующего нить ближнего света. Отпаивание концов сопротивления от клеммовых стоек происходит вследствие перегрева его при длительной езде с «ближним светом» и от тряски. Поэтому важно систематически проверять надежность присоединения концов. Устраняют этот дефект, заливая оловом контакты сопротивления.
При эксплуатации мотоцикла «Ковровец-175» мотолюбители сталкиваются и с другими вопросами.
Они получаются вследствие самоотключения и самовключения зацепления шестерни второй передачи с основной шестерней. Устраняют этот дефект так. Вначале снимают крышку генератора и отсоединяют зубчатку задней передачи (предварительно разъединив замок цепи). Затем снимают сальник основной шестерни, сдвигают ее по направлению
к двигателю на 0,5—1,3 мм и ставят на обойму подшипника несколько шайб, причем таким образом, чтобы поверхность последней из них находилась в одной плоскости с поверхностью картера.
Кик-стартер часто ломается от резкого сильного нажатия на него. Чтобы избежать поломок, рычаг кик-стартера нужно легко перевести вниз, почти до горизонтального положения. Когда нога ощутит легкое затормаживание (вводится в зацепление сектор с шестерней), нужно резко, но без удара, произвести запуск.
X. МИРОПОЛЬСКИЙ, Б. БАЗЯКИН,
г. Ковров.
1 — генератор Г-401 в сборе; 2 — ротор с кулачком; 3 — статор с крышкой генератора: 4 — конденсатор; 5 — болт крепления ротора; 6 — наковальня прерывателя; 7 — токопроводящая пружина: 8 — молоточек; 9 — контакт; 10 — основание прерывателя; 11 — стопорная шайба; 12 — верхняя текстолитовая шайба; 13 — нижняя текстолитовая шайба: 14 — ось молоточка; 15 — смазывающий фильц; 16,17 — крепежные винты; 18 — пружинная шайба.
Рис. С. Завалова.
1962N06P23
Размышления о причинах некоторых аварий Допускаю, что такой заголовок к заметкам о безопасности движения звучит несколько неожиданно. Кто-нибудь, возможно, и упрекнет: «Ну зачем же так устрашающе! Неужели нельзя найти какие-то иные слова?» Разумеется, можно. Но давайте называть вещи своими именами: столкновение мотоцикла с автомобилем всегда чрезвычайно опасно, а для мотоциклиста — зачастую смертельно! Водителю автомобиля еще можно надеяться на счастливый исход при аварии, ибо конструкторы сделали за последнее время немало, чтобы защитить и его, и пассажиров от тяжелых травм. Целый ряд средств так называемой пассивной безопасности в современных автомобилях в нужный момент срабатывают даже помимо воли водителя. Скажем, ремни безопасности, мягкая обивка панелей, небьющиеся стекла и т. п. У мотоциклиста ничего этого нет. Разве что защитный шлем да тусклый свет фары, которыми многие, увы, пренебрегают.Когда в протокол о дорожном происшествии водитель автомобиля вписы...
Читать далее >>В редакцию приходят письма от владельцев венгерских мотоциклов Паннония с вопросами об устройстве коробки передач, ее неисправностях и способах их устранения. Учитывая, что у нас в стране эксплуатируются десятки тысяч этих мотоциклов, мы отвечаем на вопросы читателей публикуемой ниже статьей.Немного об устройствеУ коробки передач «Паннонии» (рис. 1) два вала: первичный (ведущий) и вторичный (ведомый). Нетрудно заметить, что четыре ведущих шестерни (1—4) первичного вала находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями (5—8) вторичного вала. Включение той или иной передачи осуществляется передвижением пар II и III передач вдоль валов при помощи вилок механизма переключения. Рассмотрим этот процесс подробнее. Рис. 1. Схема коробки передач и положения шестерен при включении передач0 — нейтральная передача; I—I передача; II—II передача; III—III передача; IV—IV передача; 1 — шестерня I передачи (z=12); 2 — ше...
Читать далее >>Бесконтактная система зажигания. Первый год десятой пятилетки мото-циклостроители завода имени Дегтярева ознаменовали освоением в производстве модернизированной модели дорожного мотоцикла «Восход—2». На первый взгляд, это такая же машина, что выпускалась прежде. На самом же деле, в отличие от своих предшественников «ковровцев» и «восходов» она имеет принципиально новые технические решения, качественно влияющие на эксплуатационные и ходовые характеристики.Прежде всего, это электронная бесконтактная система зажигания и генератор переменного тока типа Г427. Электронная система зажигания обеспечивает легкий пуск и бесперебойное искрооб-разование на всех режимах работы двигателя. Большим достоинством ее является пригодность для установки на все ранее выпущенные двигатели «ковровцев» и «восходов». Для этого достаточно приобрести генератор Г427, высоковольтный трансформатор Б-300Б и коммутатор КЭТ-1. Разместить их удобнее ...
Читать далее >>Гоночный мотоцикл С. ИВАНИЦКИЙ, главный конструктор гоночных мотоциклов ЦКЭБ Появление этого нового гоночного мотоцикла в классе 350 см3 (он имеет и второе название — С-364) вызвало интерес как у советских, так и у зарубежных специалистов. Английский журнал «Моторсайклинг» после выступлений наших спортсменов на международной арене писал, что «Восток» является «русской угрозой на следующий год», что он сильно поколебал «западную самоуверенность». В чем же основные конструктивные особенности нового мотоцикла? Прежде всего в четырехцилиндровом четырехтактном двигателе с двумя верхними распределительными валами. Диаметр цилиндров — 49 мм, ход поршня — 46 мм. Мотоцикл снабжен двухвальной шестиступенчатой коробкой передач. Сцепление — сухое, многодисковое; зажигание — от магнето. Экипажная часть мотоцикла С-364 мало чем отличается от его предшественника — С-360. Та же двойная трубчатая рама закрытог...
Читать далее >>Советы по доработке мотоцикла Днепр МТ10-36 Так случилось, что моим первым мотоциклом стал «Днепр» МТ10—36. Купил я его с рук с пробегом около 3 тысяч километров. Вероятно, прежний хозяин за столь короткое время успел намаяться с ним более чем достаточно, но тогда я не придал этому значения. Как, впрочем, и тому, что мотоцикл выпущен в конце декабря 1979 года.Изучение мотоцикла и борьба с его пороками, как врожденными, так и приобретенными, пришлись на процесс эксплуатации. И чем глубже я вникал в устройство, тем больше удивлялся несовершенству конструкции.Постепенно у меня накапливался опыт лечения типичных болезней. Я делился этим опытом с друзьями и знакомыми — им это нравилось. Теперь решил, что могу выйти к более широкой аудитории.К слову сказать, предпринял несколько попыток установить прямую связь с киевским мотоциклетным заводом в надежде заинтересовать конструкторов своими наблюдениями. Затея удалась ровно наполовину: связь установил, а насчет заин...
Читать далее >>