Давным-давно прошли те времена, когда появление мотоцикла привлекало всеобщее внимание. К мотоциклам привыкли. Их становится все больше и больше. Каждый год на улицы городов и сел выезжают несколько сот тысяч новичков, недавно получивших удостоверения водителей.
Молодых водителей можно сразу узнать по их неуверенным действиям. Сказывается отсутствие широкой сети курсов и школ по подготовке мотоциклистов. Они вынуждены учиться самостоятельно, зачастую прибегать к малоквалифицированным советам случайных учителей. Отсюда — неправильная посадка, неумение тронуться с места и остановиться, частые нарушения правил уличного движения и многое, многое другое, что отличает неопытного мотоциклиста.
С начинающими водителями мы и хотим поговорить о правильном и красивом стиле езды.
Приглядитесь, как сидят некоторые водители на мотоциклах. Один согнулся и судорожно вцепился в руль, другой — широко расставил ноги, у третьего руки колесом, четвертый сидит в седле боком. Это не только некрасиво, но и неудобно. Кое-кто из них не обращает на посадку внимания, другие же просто но могут сидеть иначе.
Серийный мотоцикл рассчитан на «стандартного» человека — среднего роста, пропорционально сложенного. В действительности же все мы в большей или меньшей степени отличаемся от этого «стандарта». Поэтому зачастую руль, подножки, рычаги неудобны для водителя, и прежде чем начать ездить на мотоцикле, их надо «подогнать» под свой рост.
Когда руль поставлен правильно, кисти рук охватывают ручки руля, а пальцы свободно ложатся на рычаги. Если не соблюдать этого правила, то до руля придется тянуться, а рычаги искать.
Подножки отрегулируйте так, чтобы ноги в коленях не были согнуты слишком сильно. Центр тяжести водителя должен находиться на одной вертикали с подножками — это даст возможность привставать с седла при езде по неровной дороге.
Теперь посмотрите, как стоят на мотоцикле рычаг переключения передач и педаль тормоза. Если рычаг установлен правильно, вы сможете переключать передачи одним движением ступни, не снимая ноги с подножки. Педаль тормоза всегда должна быть «под ногой». Кстати, короткий ход педали всегда лучше: быстрее срабатывает тормоз, удобнее управлять машиной.
Если вы выполните всю эту работу, то при первой же поездке убедитесь, что потратили время не зря.
Итак, вам удобно сидеть на мотоцикле, все рычаги и педали «под рукой» и «под ногой». Значит ли это, что сразу же появится и хорошая посадка? Нет. Хорошую посадку (так же, как и хорошую осанку) надо упорно «отрабатывать».
Разумеется, нельзя сидеть напряженно, до боли в руках стискивая руль. Посмотрите на опытного водителя, для которого красивая посадка стала привычной. Его корпус слегка наклонен вперед (он не горбится), руки, чуть согнутые в локтях, без усилия держат руль, локти не расставлены, голова немного приподнята, колени плотно охватывают бак, ступени на подножках параллельны дороге и не выступают за габариты мотоцикла. Учтите: речь идет не о показной красоте, рассчитанной на внешний эффект, а о хорошем стиле езды, этой составной части мастерства вождения мотоцикла.
Одно из основных условий хорошей езды — тонкое чувство равновесия. Ноги поднимайте на подножки как только начнете двигаться, снимайте их лишь после того, как остановите мотоцикл. На остановках перед перекрестком незачем опускать на дорогу обе ноги, достаточно опереться о землю правой ногой, а левую держать на подножке, готовясь к быстрому включению первой передачи; мотоцикл при этом слегка наклоняют вправо.
При повороте нужно обязательно соблюдать соответствие между скоростью, радиусом поворота и наклоном мотоцикла. Не надо на повороте снимать ногу с подножки. Такая страховка но оправдывает себя.
Умеет ли мотоциклист правильно ездить, видно уже и по тому, как он трогается с места и переключает передачи.
Опытный мотоциклист включает передачу непосредственно перед началом движения, не делает лишних «перегазовок» и, как уже говорилось, ставит ноги на подножки сразу же, как только мотоцикл тронулся с места.
Нередко приходится наблюдать, как тормозит иной горе-водитель. Он наваливается всем корпусом на педаль. От юза колесо оставляет на асфальте черную полосу. Нога заранее спущена с подножки, а каблук выполняет роль добавочного тормоза. Умелый водитель к перекрестку подъезжает, заранее «сбросив газ» — накатом. Теперь достаточно слегка нажать педаль тормоза, а когда мотоцикл остановится, закончить торможение и опустить ногу с подножки.
Хороший мотоциклист ведет машину плавно, без рывков. Он доедет до цели
значительно быстрее, чем тот, кто лихо срывается с перекрестка и при остановке пугает окружающих визгом покрышек. Увы, очень часто можно встретить на улицах этакого лихача, обгоняющего транспорт и справа и слева. Он так и вьется между автомобилями, проходя в нескольких сантиметрах от их бортов. Такой лихач, очевидно, считает, что поражает всех своей смелостью и мастерством. На самом деле он грубо нарушает правила уличного движения, создает аварийную обстановку и угрожает Пешеходам. Суетливость, резкое изменение направления движения не имеют ничего общего с хорошим стилем езды.
Опытный мотолюбитель, обгоняя автомобили, твердо помнит правило: «Не уверен — не обгоняй». Обгон, как и вся езда, должен отличаться плавностью движений. Не забывайте, что водителям автомобилей не доставляет удовольствия безответственная езда мотоциклиста. Хотите, чтобы вас уважали на дороге — уважайте других.
Мы говорим о хорошем стиле езды на мотоцикле, но все это ничего не стоит, если водитель не обладает внутренней культурой. Красивая езда не самоцель. Если вы ругаетесь с прохожими и шоферами, нарушаете правила уличного движения, не называйте себя мотоциклистом.
Настоящий мотоциклист корректен, вежлив, не нервничает и не нервирует окружающих. Не забывайте, что, сойдя с мотоцикла, вы становитесь пешеходом.
Несколько слов об особенностях езды на мотоцикле-одиночке с пассажиром. Кто из мотоциклистов не знает, как часто мешает управлять машиной пассажир, не умеющий сидеть на мотоцикле? Он ерзает, сидя на седле, делает резкие движения, при повороте отклоняется в противоположную сторону, полагая, что помогает водителю.
Перед поездкой с пассажиром-новичком обязательно проинструктируйте его, посоветуйте, смотря по сторонам, поворачивать голову, а не корпус, не свешиваться набок, наклоняться в сторону поворота на тот же угол, что и водитель, не спускать ноги на землю при остановке на перекрестке.
И, наконец, о костюме мотоциклиста. В пиджаке и обычных брюках ездить неудобно. Не обязателен и кожаный костюм. Мотоциклист должен иметь застегивающиеся внизу брюки, спортивную куртку с манжетами, плотно облегающими руки, и сшитую так, чтобы спинка ее не вздувалась мешком. Вместо кепки лучше надеть берет.
Обо всем этом, нам думается, должен помнить и знать молодой мотоциклист.
В. АЛЕКСЕЕНКО, Ф. МАМАЕВ.
1963N05P23
Как устроены и работают За последние годы в конструкцию мотороллера «Тула-200» внесены существенные изменения. В двигатель введен дополнительный механизм — кик-стартер, установлен воздушный фильтр с масляной ванной, повышена герметичность сальников амортизаторов, применен плавкий предохранитель в электроцепи (на участке династартер— реле-регулятор) и т. д.Многих мотолюбителей интересует, как устроены и работают кик-стартер и новый воздушный фильтр, можно ли установить их на машинах первых выпусков) Рис. 1. Кик-стартер: 1— вал; 2 — рычаг; 3 — каркас сальника; 4 — сальник; 5 — пружина рычага; 6 — опорная шайба; 7 — стопорное кольцо; 8 — держатель пружины; 9 — пружина храповика; 10 — храповик; 11— шестерня; 12 — опорная шайба; 13 — заглушка; 14 — стопорная шайба; 15 — упор. Рис. 2. Воздушный фильтр с масляной ванной. Кик-стартер обеспечивает пуск двига...
Читать далее >>Советские гоночные мотоциклы Два года тому назад ЦКЭБ мотоциклостроения изготовило первые опытные образцы нового гоночного мотоцикла С-259 (класс до 250 см3), созданного в содружестве советскими и чехословацкими специалистами. На этих мотоциклах не раз весьма успешно выступали советские гонщики в сезоне 1960/61 г. Так, заслуженный мастер спорта Николай Севостьянов дважды выиграл звание чемпиона СССР по шоссейно-кольцевой гонке и завоевал первое место в международных соревнованиях на таллинской и рижской трассах. На базе мотоцикла С-259 в 1960 году ЦКЭБ спроектировало и изготовило первые образцы мотоцикла С-360 (класс до 350 см3), которые также хорошо зарекомендовали себя на всесоюзных и международных соревнованиях. Увеличение рабочего объема с 247 до 347 см3 получено за счет большего хода поршня и диаметра цилиндров. Поэтому кривошипно-поршневая группа двигателей С-259 и С-360 не взаимозаменяемы. Больший рабочий объем двигателя С-360 потребовал изменения диаметров клапанов и ди...
Читать далее >>С "Два М" на "Два" Когда полтора года назад ковровский завод имени В. А. Дегтярева начал выпускать мотоцикл «Восход—2М» («За рулем», 1978, № 1), многие владельцы «восходов» прежних моделей проявили живой интерес к замене узлов своих машин на более совершенные. Письма с вопросами по взаимозаменяемости двигателя, электрооборудования, передней вилки стали приходить и в редакцию журнала «За рулем» и на завод — изготовитель мотоциклов. Подавляющее их большинство касалось «Восхода—2».Двигатель мотоцикла «Восход—2М» можно смонтировать на все прежние модели нашего завода, произведя, однако, определенные замены и переделки в электрооборудовании (об этом чуть позже). Что касается «Восхода—2», выпущенного после апреля 1976 года (с этого времени их уже оснащали электронной системой зажигания), то для него замена двигателя вообще не влечет за собой каких либо до...
Читать далее >>Надежное крепление У мотоциклов ИЖ с коляской, оборудованной тормозом, довольно скоро разбалтывается его педаль. При этом нарушается порядок действия тормоза мотоцикла и прицепа, из-за чего экипаж при торможении, особенно резком, заносит в сторону. Кроме того, изменяется регулировка включателя стоп-сигнала. Чтобы устранить этот недостаток, я выточил ось 9 (см. рис. «б») и закрепил на ней педаль тормоза, рассверлив отверстие в опорной пластине 2 рамы до 12 мм. С тех пор этот узел работает исправно. Узел крепления педали тормоза: а — заводское исполнение; б — переделанный вариант; 1 — педаль тормоза; 2 — опорная пластина рамы; 3 — болт М10; 4 — втулка; 5 — пружинная шайба; 6 — гайка М10; 7 — шайба; 8 — гайка М12; 9 — ось. Такая переделка не помешает и тем, кто ездит без коляски. г. ГорькийГ. ГРАЧЕВ 1987N09P33
Читать далее >>Электрооборудование Jawa 634 (Нажмите на картинке, для увеличения) 1— главная лампа фары (6 В, 35+35 Вт); 2— лампа стояночного света (6 В, 4 Вт); 3— лампа указателя поворота (6 В, 15 Вт); 4— лампа контроля работы генератора (6 В, 2 Вт); 5 — контрольная лампа дальнего света (6 В, 2 Вт); б — лампа освещения спидометра (6 В, 2 Вт); 7 — центральный переключатель; 8 — реле-прерыватель указателя поворота; 9 — звуковой сигнал; 10 — переключатель ближнего—дальнего света с кнопкой включения звукового сигнала; 11 — включатель указателя поворота; 12 — конденсаторы; 13 и 14 — контакты прерывателя зажигания левого и правого цилиндров; 15 и 16 — свечи зажигания; 17 — катушки зажигания; 18 — включатель стоп-сигнала; 19 — реле-регулятор напряжения; 20 — аккумуляторная батарея (6 В, 14 А-ч); 21 — генератор (6 В, 75 Вт); 22 — предохранитель (15 А); 23 — лампа стоп...
Читать далее >>