Как эксплуатировать мотоцикл зимой? Ответ на этот вопрос в книгах найдешь не всегда. Мы не будем пересказывать заводские инструкции. Напомним лишь о фактах, которые подчас не известны водителям.
С наступлением зимы многие ставят машину на прикол: возникают трудности в ее эксплуатации, да и поездка без защитных средств не приносит удовольствия. И все-таки зимой ездить можно. Надо только к этому подготовиться.
Встают такие вопросы: как защититься от встречного потока воздуха, как пускать двигатель, как избавиться от скольжения колес?
До сих пор идет спор о том, какой мотоцикл для зимы лучше. Люди опытные предпочитают, особенно на заснеженных участках, облегченный мотоцикл с платформой на раме коляски. Для такого мотоцикла желательны шины широкого профиля с грунтозацепами. Имеет смысл укрепить под рамой щит.
Мотоцикл необходимо оборудовать защитным ветровым щитком, брызговиками для защиты ног. Это так же естественно, как теплый воротник на пальто.
Ветровой щиток надо устанавливать наклонно и так, чтобы он доходил только до уровня глаз водителя — не выше. Поток встречного воздуха будет обтекать его и пойдет на 50 мм выше головы водителя. Нередко на дорогах можно видеть мотоциклистов, которые прячутся за высоченными щитками. Надежда получить удобства закрытого автомобиля иллюзорна. Плексиглас покрывается инеем, льдом, грязью, запотевает. Из-за плохой видимости водитель вынужден тянуться вверх или, наклонясь, глядеть сбоку щитка. В итоге он быстро устает. С такими щитками ездить опасно, так же, как на автомобиле с неработающим стеклоочистителем. От низкого щитка просто мало проку, а плоский вызывает завихрение и при вертикальной установке увеличивает сопротивление воздуха.
В дополнение к нижней части щитка хорошо положить на бак мотоцикла попону, которой закрывают колени. Дело в том, что многие мотоциклы, и в частности «Урал», в мороз нагреваются слабо. Образующееся под попоной тепло согревает и водителя, и двигатель, и бензобак.
Очень важно иметь теплую, ветронепроницаемую экипировку — кожаные рукавицы с шерстяными варежками, плотно прилегающую одежду, закрывающую щели у шеи и рукавов. На шлеме необходим защитный прозрачный козырек. Его регулируют так, чтобы ветер, обтекающий ветровой щиток, не попадал в глаза. От всевозможных очков в мороз часто больше вреда, чем пользы. Они запотевают, покрываются снегом.
Много хлопот зимой доставляет пуск двигателя. Его можно облегчить, если притереть клапаны (см. «За рулем», 1963, № 3). В этом случае, например, двигатель типа «Урал» начинает работать после 3—5 нажимов пусковой педали при температуре до минус 15 градусов. Применяется бензин А-74 и авиационное масло, разведенное веретенным АУ до вязкости масла АК-10. Без подогрева пуск удавался и при минус 34 градусах. Но это, конечно, своеобразный рекорд.
Помогает выйти из положения нагревание свечи и заливка в цилиндр (или воздухоочиститель) малых порций бензина А-74, желательно с 30 процентами эфира. Бензин надо впрыскивать тонким (диаметром 8 мм) длинным насосом с форсункой. Насос будет подавать мелко распыленное топливо.
Безотказный пуск в сильные морозы обеспечивают также электрические нагревательные элементы мощностью 60 ватт. При удачном креплении температура цилиндра быстро повышается до 60 градусов.
Часто применяют мотоциклисты пусковой зуммер, при помощи которого можно создать в цилиндре сильное и длительное искрообразование. Но он практически не облегчает пуска.
Представление о зиме ассоциируется с гололедом, заносами машины. Действительно, все это приходится испытать, и не раз. Но лучше поначалу испробовать скольжение колес не на оживленном перекрестке, под неодобрительным взглядом инспектора, а в более «интимной» обстановке.
В этой связи хочется сказать несколько слов об опрокидывании мотоциклов
с коляской. Стоит мотоциклисту, впервые прицепившему коляску, превысить безопасную скорость и повернуть руль вправо, как коляска поднимается, и мотоцикл начинает опрокидываться. Достаточно поддержать его слева ногой, и он встает на три колеса. Даже если вы перевернетесь, беда невелика. Обычно водитель оказывается в безопасной зоне, которую образуют, упираясь в землю, руль и заднее седло, и отделывается пустяковыми ушибами. А вот о коварном поведении мотоцикла при повороте влево предупреждают редко. Между тем, если вы, забыв об осторожности, на большой скорости сворачиваете влево, заднее колесо поднимается, мотоцикл начинает переворот через нос коляски. Последствия зависят от умения водителя падать.
Водитель должен всесторонне испытать действие тормозов, чтобы «прочувствовать» их возможности на льду. Почти во всех случаях надо пользоваться обоими тормозами. Это эффективнее. Но когда водитель не умеет применять передний тормоз или, жалея переднюю вилку, пользуется им лишь изредка, он во всяком случае должен при торможении ножным тормозом делать ложное движение рычагом ручного. Так он приучит себя действовать в аварийной ситуации быстро и решительно. Тренировка на катке поможет водителю уверенно управлять мотоциклом на зимних дорогах, застрахует его от происшествий.
Конечно, с течением времени у каждого мотоциклиста появятся свои навыки, свои приемы вождения мотоцикла зимой. Но, думается, советы, которые я привел, окажут ему в этом помощь.
М. ГИНЦБУРГ.
1964N01P28
Широкую популярность среди мотолюбителей приобрели ныне мопеды «Верховина» львовского мотозавода. Они просты, удобны, надежны в эксплуатации и, что теперь очень важно, имеют привлекательный внешний вид.Чтобы еще больше расширить круг потребителей машин, было решено максимально упростить управление мопедом, заменив в нем традиционную коробку передач и муфту сцепления автоматической силовой передачей — клиноременным вариатором. Этот механизм, разработанный ВНШТМотопромом и испытанный на его мопедах «Селена» (см. «За рулем», 1973, № 9), предельно упрощает управление, оставляя водителю лишь ручку «газа». Пользуясь только ею, можно тронуться с места и изменять скорость движения. Для остановки достаточно убрать «газ» и затормозить при помощи педалей. Водитель, избавленный от необходимости согласованно манипулировать обычными рукоятками и рычагами сцепления, переключения передач и «газа», может сосредото...
Читать далее >>Тем, кто трудится на селе Продовольственная программа, принятая майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС, поставила задачу в период до 1990 года значительно увеличить производство продовольственных товаров, необходимых для более полного удовлетворения постоянно возрастающих потребностей населения. Определенную долю сельскохозяйственной продукции составляет то, что производится на землях приусадебных и кооперативных подсобных хозяйств. У сельских жителей, отдающих свое свободное время этому ватному государственному делу, среди прочей техники, помогающей в труде и быту, традиционно популярны тяжелые мотоциклы с коляской. Они удобны в эксплуатации, обладают отличной проходимостью по грунтовым дорогам, а их мощность позволяет перевозить тяжелые грузы. Эти транспортные средства становятся еще более полезными сельским труженикам, если вместо пассажирской коляски, предусмотренной заводом, оборудовать их грузовым кузовом, который вполне можно изготовить самостоятельно. Идя навс...
Читать далее >>Изучающим мотоцикл К ходовой, или, как ее иногда называют, экипажной, части мотоцикла относятся рама, подвеска, колеса, тормоза и органы управления.Начнем с узла, на котором крепятся все агрегаты и детали, — рамы. Она является как бы скелетом, остовом, и от того, насколько он прочен и долговечен, как хорошо противостоит невзгодам эксплуатации, в значительной мере зависитсрок службы мотоцикла в целом. Все это, конечно, знает и учитывает конструктор при выборе рамы.Именно «при выборе», а не «при расчете». И вот почему. Нагрузки, приходящиеся на раму, довольно легко можно подразделить на две разновидности. Первая зависит от веса водителя и пассажира, двигателя и других агрегатов, от усилий, возникающих при разгоне и торможении или обусловленных боковым прицепом. Она сравнительно легко определяется и поддается учету. А вотвторая, зависящая от динамических усилий, возникающих при переезде препятствий, изменяется в столь широких пределах и настолько неопред...
Читать далее >>Один вместо двух на тяжелых мотоциклах ирбитского и киевского заводов Как известно, на тяжелых мотоциклах ирбитского и киевского заводов по два карбюратора. Такая схема позволяет точнее подобрать регулировку питания для каждого цилиндра в отдельности и тем сгладить огрехи изготовления. Но эта операция многим мотоциклистам представляется если не совсем лишней, то уж во всяком случае обременительной и сложной. И потому не прекращаются попытки упростить систему, использовать вместо двух только один карбюратор. Один из таких энтузиастов-экспериментаторов опытный мотоциклист А. ОХОТНИКОВ из Челябинска добился в этом направлении неплохих результатов. И сегодня делится опытом. Начну с предыстории. Первый мой мотоцикл М62 выпуска 1963 года с карбюраторами К37 расходовал в среднем 6,2—6,5 л на 100 км. После 60 тысяч километров пробега дроссели износились, и мне пришлось устанавливать новые карбюраторы К302 с плоским золотником. Расход топлива в тех же условиях увеличился до 8,5 л/1...
Читать далее >>По характеристике и на деле Начало статьи про экономичность. Давно минули времена, когда бензин был дешевле газировки. Сейчас всех мотоциклистов интересует расход топлива. Беспокоит этот вопрос и конструкторов. Пример «ИЖ-Юпитер—5», который заметно экономичнее своего предшественника. Но давайте сравним расход топлива ИЖ-Ю5 и современного автомобиля: ВАЗ— 2108 при скорости 90 км/ч потребляет 5,9 л бензина на 100 километров пути, а ИЖ-Ю5 с коляской при этой же скорости — 7,1. Странно, неправда ли? Мотоцикл, который легче «Спутника» в пять раз и имеет двигатель втрое меньшей мощности, тем не менее не уступает автомобилю по расходу горючего и даже превосходит его. Как говорится, не в коня корм. И тут, естественно, первая претензия к создателям: им работать и работать над улучшением экономичности нынешних мотоциклов, В то же время и сами мотоциклисты должны принять все меры, чтобы не расходовать ни грамма бензина без пользы. Что же влияет на ...
Читать далее >>