По просьбе многих читателей приводим описание и чертежи четырехступенчатой коробки передач мотоцикла Ковровец-175.
Устройство коробки перемены передач: 1 — стержень контроля масла; 2 — крышка сцепления; 3 — вал первичный; 4 — шестерня неподвижная третьей передачи; 5 — левая половина картера; 6 — сапун; 7 — шестерня подвижная второй передачи; 8 — правая половина картера; 9 — шестерня основная; 10 — обойма подшипника; 11 — ролик; 12 — сепаратор; 13 — сальник; 14 — звездочка ведущая задней передачи; 15 — втулка основной шестерни; 16 — гайка звездочки задней передачи; 17 — редуктор привода спидометра; 18 — механизм выжима сцепления; 19 — рычажок выжима сцепления; 20 — крышка генератора; 21 — трос сцепления; 22 — шарикоподшипник серии 202; 23 — промежуточный вал; 24 — шестерня промежуточного вала; 25 — шестерня неподвижная второй передачи; 26 — шестерня подвижная третьей передачи; 27 — пробка маслоспускная; 28 — шестерня неподвижная первой передачи; 29 — шарикоподшипник серии 202; 30 — шарикоподшипник серии 203; 31 — шестерня пускового механизма; 32 — звездочка ведомая моторной передачи; 33 — сцепление; 34 — шайба; 35 — кольцо; 36— механизм переключения передач; 37— фиксатор передач; 38 — пружина фиксатора передач; 39 — корпус фиксатора передач; 40 — валик переключения передач; 41 — поводок валика переключения передач; 42 — корпус собачек переключения; 43 — ось основания механизма передач; 44 — основание механизма переключения передач; 45 — диск переключения передач; 46 — вилка переключения I и II передач; 47 — ось вилки переключения III и IV передач; 48 — вилка переключения III и IV передач; 49 — ось вилки переключения I и II передач; 50 — утолитель собачки переключения передач; 51 — собачка переключения; 52— пружина собачки; 53 — штифт; 54 — колпачок пружины переключения; 55 — пружина переключения; 56 — кольцо.
Включение передач
Кинематическая схема
На дорожных мотоциклах «Ковровец-175» всех моделей установлены четырехступенчатые коробки перемены передач. За исключением четвертой передачи крутящий момент передается последовательно всегда двумя парами шестерен.
Коробка передач (см. рис.) состоит из трех валов: первичного 3, вторичного 9 (часто его называют основной шестерней) и промежуточного 23. На левом конце первичного вала консольно установлено сцепление 33, к ведущему барабану которого прикреплена ведомая звездочка 32 моторной цепной передачи. Этот вал выполнен как одно целое с ведущей шестерной первой передачи. Через его осевое отверстие проходит стальной шток и грибок механизма выключения муфты сцепления. Слева опорой вала служит шарикоподшипник серии 203, справа — втулка 15, вставленная в ступицу основной шестерни.
Основная шестерня помещена в двухрядном роликовом подшипнике, обойма которого запрессована в гнездо картера. На выходящей из картера ступице основной шестерни укреплена с помощью гильз ведущая звездочка 14 задней цепи. Звездочка фиксируется накидной гайкой с двумя усами. Она установлена на резьбе ступицы основной шестерни. Усы накидной гайки приводят в движение ведущую шестерню редукторе привода спидометра.
Чтобы предотвратить просачивание масла из картера, на основной шестерне имеется сальник 13, а в накидной гайке — резиновое уплотнение.
Промежуточный вал с продольными шлицами установлен на двух шарикоподшипниках серии 202.
На первичном валу находится свободно вращающаяся шестерня 4 третьей передачи, подвижная шестерня 7 второй передачи и основная 9. На промежуточном валу свободно посажена неподвижная шестерня 28 первой передачи, вращающаяся совместно с валом; подвижная — третьей передачи 26 и две неподвижные — второй передачи 25 и установленная на шлицах 24. Все шестерни — прямозубые. Включение передач осуществляется при помощи боковых кулачков. На рисунке показано, какие шестерни работают при включении каждой из четырех передач. Любая из включенных передач (в том числе и нейтральная) стопорится фиксатором.
Для передачи крутящего момента от двигателя к сцеплению служит неразъемная втулочно-безроликовая цепь; она работает в масляной ванне и не требует специального ухода. Тяговое усилие от коробки перемены передач к заднему колесу передается втулочно-роликовой цепью. Здесь приведены передаточные числа шестерен и звездочек. Кинематическая схема передач и обозначение шестерен показаны на рисунке.
Правильный уход за коробкой перемены передач повышает ее долговечность. Важно следить за наличием необходимого количества масла в коробке, особенно в период обкатки, когда происходит интенсивная приработка всех сопряженных деталей. Первую смену масла производят через 500 км пробега, промыв коробку после слива бензином. В качестве смазки применяются дизельные или автотракторные масла: АКЗn-6, АСn-6, AKЗn-10, АКn-10, АСn-10, АК-15, а также МК или МС. Летом следует заливать густые сорта, зимой — более жидкие.
Шум в коробке передач может быть вызван или отсутствием масла в ней (в этом случае она сильно греется), или большим износом шестерен.
В процессе эксплуатации необходимо тщательно следить, чтобы из коробки передач не подтекало масло. Утечка его сопровождается появлением капель под мотоциклом или забрызгиванием обода заднего колеса. В первом случае это следствие нарушения герметичности картера. Устраняют течь, затягивая винты крепления половинок картера и левой крышки. Если это не помогает, то двигатель разбирают и заменяют прокладки, предварительно пропитывая их бакелитовым лаком.
Забрызгивание обода с одновременным понижением уровня масла в коробке передач происходит вследствие выхода из строя сальника основной шестерни. Сальник следует заменить. При разборке коробки все ее детали, и особенно половинки картера, тщательно промывают чистым бензином и продувают.
X. МИРОПОЛЬСКИЙ, инженер.
1963N12P16
Первенцы семейства Дельта На заводе «Саркана Звайгзне» в последнее время созданы образцы целого семейства мопедов для различных категорий покупателей. Общим их признаком стал единый, фирменный стиль, основой которого мы стремились сделать лаконичность формы, элегантность.Первую модель нового семейства завод предлагает уже в нынешнем году. Это мокик «Дельта», модель РМЗ-2.124. Учитывая, что основной потребитель нашей продукции — молодые люди, конструкторы постарались создать мокик с легкими, стремительными линиями спортивного мотоцикла. Он будет выпускаться в нескольких исполнениях: « стандарт», «турист», «спорт», «люкс», которые различаются оснащением и отделкой. Так, на «туристе» и «спорте» предусмотрены указатели поворота. «Турист», кроме того, оборудован ветровым щитком и багажником, рассчитанным на боковые сумки. «Спорт» не имеет багажника, но ...
Читать далее >>Много лет выпускаются мотороллеры «Вятка», завоевавшие признание среди мотолюбителей. Современная «Вятка» благодаря непрерывному совершенствованию конструкции неузнаваемо отличается от первых моделей не тольно внешностью, но и технической характеристикой. В прошлом году, как уже сообщалось («За рулем», 1973, № 7), на этом мотороллере впервые в отечественном мотоциклостроении была серийно применена электронная система зажигания. С начала нынешнего года в конструкцию машины были внедрены и другие усовершенствования, и мотороллер получил название «Вятка-З-электрон».Об основных усовершенствованиях новой модели рассказывает старейший работник Вятско-Полянского завода инженер Л. Я. ИХЛЕВ.Общее представление о «Вятке-3» можно составить по публикуемой фотографии.Двигатель приобрел еще одну лошадиную силу (теперь их семь), добавившую мотороллеру в скорости еще 10 км/час, и он развивает 80 км/час. Последнее обстоятельство. мы пола...
Читать далее >>Многоликий современный мотоцикл Активная механизация всех отраслей промышленности, сельского хозяйства естественным образом подготовила внедрение разнообразных средств механизации быта человека. И, так как удовлетворение общественных и личных потребностей ныне все теснее связано с постоянными перемещениями, во всех странах все чаще возникает вопрос о перспективности мотоцикла как индивидуального транспортного средства на фоне резкого увеличения выпуска легковых автомобилей.Действительно, уровни спроса на мотоциклы и легковые автомобили всегда были тесно связаны. Поэтому, когда два десятилетия назад за рубежом заметно упало производство мотоциклов, а ряд некогда знаменитых фирм («Ройал-Энфильд», «Ариель», «Велосетт» в Англии, НСУ и ДКВ в ФРГ, «Индиан» в США и др.) полностью прекратили их выпуск, то и специалисты, и неспециалисты уверенно сочли причиной этого явления резкий рост производства автомобилей и появление на рынках в значител...
Читать далее >>От чего они зависятОчевидно, каждый из нас в том или ином возрасте задавался вопросом, почему велосипед или мотоцикл, имеющий всего две точки опоры, не падает, когда начинает двигаться. Многие нашли объяснение этому явлению, познакомившись с чудесными свойствами волчка или юлы. Однако позже, сидя за рулем мотоцикла, мы не раз падали, иногда так и не уяснив причину, вызвавшую проявление какой-то дурной черты его характера. Хорошо, если все кончалось благополучно, а могло быть... Страшно подумать.Что же влияет на устойчивость и управляемость мотоцикла, от которых зависит безопасность движения, как сделать, чтобы верный «конь» не оступался? Мы уже не раз говорили о дороге, о сцеплении шин с разными покрытиями, и, конечно, большинство водителей знает о коварстве песка, воды и льда под колесами. Сегодня рассмотрим, как отражается на управляемости и устойчивости мотоцикла его техническое состояние и нагрузка.Предоставляем слово нашему постоянному автору инженеру Э. В. КОНОПУ. Илл...
Читать далее >>Ведется следствие В отличие от множества других профессий, работа водителя регламентирована весьма строгими правилами. Это и понятно: в руках у шофера — источник повышенной опасности, которая становится грозной для окружающих при малейшей с его стороны недисциплинированности и беспечности. Но и образцовый шофер может попасть в аварию не по своей вине. Если происшествие вызвало тяжелые последствия, возбуждается уголовное дело. И тут многое будет зависеть от самого водителя, от того, насколько правильно и полно он поможет установить истину. Как свидетель, подозреваемый, обвиняемый водитель не только обременен обязанностями, но и имеет определенные весьма существенные права. Пользуясь ими, он может дополнить картину происшествия, направить расследование по верному пути, подчеркнуть оправдывающие его факты и обстоятельства, осуществить свое право на защиту. Обо всем этом и пойдет речь.Итак, случилось дорожно-транспортное происшествие. Закон обязывает органы дознания и следствия ...
Читать далее >>