Шестьдесят лет назад, в июне 1930 года ленинградский завод «Промет» изготовил первые пять мотоциклов модели Л—300: «ленинградский, 300-кубовый». Затем выпуск их мало-помалу рос и стал серийным. Двигатели к ним и коробки передач делал завод «Красный Октябрь», выросший из инструментального цеха бывшего завода «Русский Рено». Сегодня марка «К. О.» знакома нам по двигателям к мотовелосипедам. Тогда же этот небольшой заводик делал запчасти к тракторам и мотоциклетные моторы.
Опытная модель «Союз» (1925 г.): 1 цилиндр, 502 см3, 127 кг, 70 км/ч.
Завод «Промет», входивший наряду с «Красным Октябрем» в Трест массового производства («Тремасс»), штамповал рамы и собирал мотоциклы Л—300. В основу Л—300 был положен немецкий «ДКВ-Люксус-300», простая и дешевая машина, рассчитанная на массовый выпуск.
Строительство мотоциклетного завода-гиганта, способного давать в год десятки тысяч машин, казалось нам в те годы близкой перспективой. (Поэтому выбрали массовую модель ДКВ.) Кроме него, предполагалось выпускать мотоциклы в Москве, Ижевске, Харькове.
Споров вокруг выбора наилучшей конструкции, пригодной для специфических условий нашей страны, велось много.
Смотром всех образцов, полностью отечественных, их зарубежных прототипов, а также машин-композиций (свой мотор, чужая рама или наоборот) отдельных конструкторов стала мотоциклетная выставка, открывшаяся 60 лет назад, 10 июня 1930 года под трибунами московского стадиона «Динамо». Там демонстрировались целиком оригинальные модели ИЖ—1 и ИЖ—2, сконструированные Можаровым, оригинальный легкий мотоцикл с двухтактным двигателем харьковчанина Лабура, машина конструкции Волкова и Неймана, а также три мотора в блоке с коробкой передач туляков Токарева, Шитикова и Константинова, необычный мотоцикл, а точнее, его экипажная часть (двигатель — иностранный) москвича Мауэра.
Экспериментальный мотоцикл ИЖ—1 (1929 г.): 2 цилиндра, 1200 см3 , 24 л. с., 300 кг (с коляской), 65 км/ч.
Рядом с ними — опытные модели ИЖ—3, ИЖ—4 и ИЖ—5 с заграничными моторами «Вандерер», «Шток» и «Кюхен». Как ИЖ—1 и ИЖ—2, они были построены осенью 1929 года. Кстати, эти мотоциклы, родоначальники известной впоследствии марки «ИЖ», принято считать первыми советскими мотоциклами. По соседству с этими машинами, изготовленными на ижевских заводах «Ружпультреста», стояла модель «Союз». Ее единственный образец был построен в Москве на бывшем велосипедном и авиационном заводе «Дукс» по проекту П. Львова. К 1930 году мотоцикл еще был цел и своим присутствием свидетельствовал, что пальма первенства принадлежала именно ему.
«Союз» представлял собой мотоцикл с одноцилиндровым четырехтактным двигателем и пружинной подвеской обоих колес. В 1925 году эта машина была выставлена на Всесоюзный испытательный мотопробег, но из-за поломок ехавший на ней С. Карзинкин на финиш не прибыл. Дальнейшая работа по машине в связи с исключением мотоциклов из программы завода не велась.
Серийная машина «Промет—Л300» (1930 г.): 1 цилиндр, 293 см3, 6 л. с., 125 кг, 80 км/ч.
Помимо отечественных моделей, на выставке экспонировались машины БСА (их планировали делать на заводе «Велострой» в Москве, а наладили производство на ТИЗе — таганрогском инструментальном заводе), «Харлей-Давидсон» и БМВ.
Пока под трибунами «Динамо» толпились посетители, в Ленинграде в том же 1930 году стартовал испытательный пробег, в котором вместе с семью Л—300 шли два заграничных мотоцикла. Правда, первые семь машин были в основном собраны, как в свое время сообщил автору В. Бек-ман (работавший тогда на «Красном Октябре» конструктором), преимущественно из немецких частей. Но все коробки передач на мотоциклы этой партии были изготовлены в Ленинграде, как и цилиндр одной из машин. Остальное — импортное, не считая второстепенных деталей. На одном образце вместо мотора ДКВ стоял английский «Вильерс» класса 350 см3. Позже, к сентябрю «Красный Октябрь» собрал еще 17 машин — эти уже полностью советского изготовления.
Маршрут протяженностью 3212 километров вел из Ленинграда в Москву, далее через Тулу, Харьков, Брянск — в Смоленск, Псков и оттуда — снова в Ленинград. Машины зарекомендовали себя неплохо, и на следующий год совместными усилиями «Промет» и «Красный Октябрь» начали серийный выпуск. С 1934 года все производство перевели на «Красный Октябрь», а в 1940 году его заменила военная продукция — в Европе уже гремела вторая мировая война.
В 1934 году в Ижевске начали выпуск мотоцикла ИЖ—7, представлявшего собой несколько измененный Л—300. Таким образом, марка «ИЖ» на протяжении более 60 лет (пусть с небольшими перерывами) была связана с мотоциклетным производством. «Промет» и принявший от него эстафету «Красный Октябрь» занимались им лишь десять лет, хотя последний верен моторам для двухколесных машин и поныне. «Дукс» построил один-единственный мотоцикл, но действительно был самым первым. Спор о приоритете так и не разрешился до сих пор. Но, как бы то ни было, все три претендента на звание «первый», а именно «Союз», ИЖ—1 и «Промет— Л300», демонстрировались вместе ровно 60 лет назад на столичном стадионе «Динамо».
С. МАРЬИН
1990N0809P16
Simson MOFA SL 1 Годы выпуска: 1970 - 1971 Выпущено: 60.200 штук Большая часть двухколесных машин с 50-кубовыми двигателями — теперь уже не мопеды, как было еще несколько лет назад, а полноправные мотоциклы мощностью 5—6 л. с. с четырьмя-пятью передачами и солидной подвеской. Но вместе с тем они приобрели больший вес. усложнилось их обслуживание; при поломке двигателя невозможно продолжать движение. Учитывая это, народное предприятие Симсон (ГДР) подготовило новый мопед Симсон МОФА СЛ 1, сконструированный на «велосипедной» основе. Рис. Мопед Симсон МОФА СЛ 1 с автоматическим сцеплениемСцепление, расположенное на цапфе коленчатого вала, — автоматическое (центробежное). поэтому управление двигателем и передачей осуществляется только ручкой газа и рычагом, блокирующим сцепление при пуске. Передняя передача — клиноременная. Большой шкив ее вращается на валу каретки на шарикоподшипниках. Вторичная передача — цепная. В педальном приводе приме...
Читать далее >>Новое поколение мотороллеров Грузовой мотороллер ТМЗ—5.403-01К «Муравей-2» Мотороллер ТМЗ—5.301-01 «Тулица» Грузовые мотороллеры «Муравей», выпускаемые тульским машиностроительным заводом имени В. М. Рябикова, пол11ьзуются устойчивым спросом. Повышая эксплуатационные характеристики, совершенствуя машины, завод стремится по возможности осуществить предложения и пожелания потребителей. Так, появилась грузопассажирская модификация «Муравья» («За рулем», 1981, № 12). А в третьем квартале 1983 года на смену семейству ТГА—200-01 пришли модернизированные — ТМЗ—5.402 (грузопассажирский) и ТМЗ—5.403К/Ф (соответственно с бортовой платформой или фургоном).Внешне эти мотороллеры не отличались от предшественников, однако их конструкция претерпела серьезные изменения. Прежде всего они коснулись двигателя. Чугунный цилиндр заменен алюминиевым с чугунной гильзой, который имеет трехкана...
Читать далее >>От чего зависит расход топлива Что интересует прежде всего человека, покупающего мотоцикл? Мощность, обеспечивающая его скорость, приемистость, удобство посадки, диаметр колес и другие показатели, от которых зависят маневренность и проходимость, и едва ли не и последнюю очередь расход топлива. О нем начинают задумываться потом, если он явно превосходит нормативный. Им бывают озабочены обыкновенно мототуристы во время дальних поездок: чрезмерный «аппетит» двигателя приводит к лишним задержкам для заправки и поэтому резко снижает среднюю скорость движения, а то и грозит непредвиденной остановкой в месте, удаленном от АЗС. Почему же большинство мотоциклистов столь безразличны к расходу топлива? Объяснить это можно, вероятно, одним — низкой ценой бензина в нашей стране. Настолько низкой, что мы не задумываемся о том огромном общественном труде, который затрачен на его производство, о том. что запасы исходного сырья у нас хотя и велики, но не безграничны и лишнего у прир...
Читать далее >>Мотоцикл с маркой "Днепр" Мотоцикл «Днепр—11». Модель «Днепр—16» с приводом на колесо коляски легко отличить от показанного на снимке по раздельным седлам. Киевский мотоциклетный завод приступил к серийному выпуску новых машин «Днепр—11» и «Днепр—16». Первая заменила дорожную модель «Днепр» МТ10—36, вторая — мотоцикл повышенной проходимости «Днепр—12». При их разработке учтены последние требования стандартов по активной и пассивной безопасности, а также пожелания мотоциклистов. Вначале — о новых узлах, которые являются общими для обеих моделей. Это тормоз колеса коляски, стояночный тормоз, фонари и комбинированные переключатели. Усовершенствования относятся к конструктивным факторам, повышающим безопасность движения. Тормозной путь со скорости 60 км/ч стал на 5 метров короче. Стояночный тормоз с механическим приводом надежно действует...
Читать далее >>