Безопасных доз нет. Почему нельзя пить за рулем

Безопасных доз нет

 

 

Там, где законодательство идет на компромисс, половина погибающих в ДТП — жертвы пьяных водителей

И одна рюмка полна коварства

Для водителя «знать меру» — это не пить вообще

Один мой знакомый, назову его О., справлял свадьбу дочери. И, как положено водителю, которому еще предстоит поездка, чокался нарзаном. Как ни уговаривали его заменить напиток более серьезным, как ни намекали на исключительность отмечаемого события, он был неумолим. Пока не предложили тост за прочность новой семьи. «Что будет здоровому мужику от одного бокала», — подбадривали его окружающие. И О. выпил фужер шампанского. Вскоре он был за рулем. Улица, по которой ехал, тонула в сумерках. Вдруг у самой осевой О. увидел пешехода. Мгновение — и тот исчез, задетый крылом автомобиля... Вечер, обещавший быть счастливым, закончился горестно. При освидетельствовании у О. было обнаружено опьянение легкой степени, и приговор суда, несмотря на неосторожность самого пешехода, оказался максимально строгим. Неумолимо и справедливо строгим.

Сегодня еще довольно часто можно слышать разговоры о так называемой допустимой дозе алкоголя для водителя. Думается, в немалой степени тому способствуют западные фильмы и книги, в которых герои, находясь за рулем, без зазрения совести пропускают стаканчик-другой горячительного напитка.

Действительно, в некоторых странах водителям разрешено употреблять спиртное. В США, например, дозволено управлять автомобилем, если концентрация алкоголя в крови не превышает 0,1%, во Франции и скандинавских странах — соответственно 0,08 и 0,05%. И только для тех, кто перешагнул запретный порог, предусмотрены весьма суровые меры наказания. Скажем, крупный денежный штраф или тюремное заключение. Одновременно водитель лишается права управлять автомобилем на длительный срок.

Не потому ли в половине трагедий на дорогах здесь виновен алкоголь. В тех же США в ДТП ежегодно погибает около 48 тысяч человек. 22 тысячи из них лишаются жизни из-за нетрезвых водителей. Такова цена сомнительным поблажкам, которые сделали законодатели любителям спиртного.

Уже в 1954 году комитет экспертов по алкоголю Всемирной организации здравоохранения однозначно решил: «Нельзя не прийти к выводу, что при концентрации алкоголя в крови около 0,05% наблюдается статистически достоверное ухудшение качества управления и вождения более чем в половине обследованных случаев». Позднее было установлено: водитель с содержанием алкоголя в крови 0,03% имеет в два раза больше шансов совершить ДТП со смертельным исходом, при 0,08% — в пять, а при 0,12% — в 12 раз, чем трезвый!

Вывод как будто напрашивается сам собой: безопасных доз нет и быть не может. И уже один тот факт, что порог допустимой концентрации алкоголя в крови в разных странах колеблется в довольно широких пределах, должен бы настораживать: а существует ли он вообще, этот порог? Тем не менее дискуссии о безопасной дозе продолжаются. Видимо, они кому-то на руку.

Оставим многочисленные жертвы пьяных водителей на совести тех, кто вводит в своих странах компромиссные «антиалкогольные» законодательства. Важно другое: в нашей стране запрещено управлять автомобилем в состоянии опьянения независимо от количества выпитого. И это глубоко справедливо. Ибо, какими бы убедительными ни представлялись разного рода рекомендации, позволяющие якобы определить, сколько можно выпить за рулем, все они не учитывают главного: того конкретного человека, который этими рекомендациями решит воспользоваться, его психологических особенностей, состояния здоровья, общего тонуса, наконец. Стоит ли тут говорить -о допустимом пределе (если гипотетически признать, что он существует), за которым неминуемо начинается трагедия.

Есть у этой проблемы и еще одна сторона. За последнее время в зарубежной печати появилось немало таблиц, позволяющих будто бы определить момент, когда можно сесть за руль после разных доз спиртного. Одна из них приведена даже в «Справочнике водителя», выпущенном в США. Примечательно, однако, что и среди американских специалистов нет единого мнения относительно достоверности подобных рекомендаций.

Исследования профессиональной пригодности водителей, проведенные нашими учеными (в частности, В. П. Латенковым и Г. Д. Губиным), подтверждают: водитель абсолютно непригоден к управлению автомобилем в течение первых суток после употребления алкоголя и ограниченно пригоден в течение вторых, если он выпил 250 граммов водки (четыре бутылки пива, или одну бутылку портвейна, или полторы бутылки сухого вина). Печень в состоянии окислить в соответствии с массой человека от 7 до 15 граммов спирта в час. И никакими средствами: ни холодным душем, ни крепким кофе, ни интенсивной физзарядкой, как наивно полагают некоторые, ускорить этот процесс невозможно.

Заметим, наш разговор не о сногсшибательных дозах, когда степень алкогольной интоксикации, или, проще говоря, отравления, трудно предсказать. Речь о тех дозах, при которых человек чувствует себя еще как будто бы трезвым. Ведь в жизни и в самом деле возникают ситуации, подобные той, с которой начался наш разговор, а с ними естественным кажется вопрос: когда же водитель безбоязненно может сесть за руль, не рискуя совершить аварию или быть наказанным за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии? Через какое время после принятия спиртного его снова можно считать в полной форме? Попытка дать научно обоснованный ответ, в конечном счете, вновь приведет нас к дискуссии о допустимых дозах, к «науке как пить за рулем», к рекомендациям, которые на практике неприменимы.

Обратим внимание на приведенные выше цифры, характеризующие способность печени избавлять организм от принятого яда. Их крайние пределы различаются в два раза. А ведь во внимание еще не принято психологическое состояние человека, его общий тонус в момент употребления спиртного и после. Иными словами, весь тот комплекс психофизиологических особенностей, которые, собственно, и входят в понятие надежности водителя и на которые в наибольшей степени оказывает влияние алкоголь.

 

Из работ, представленных на московский городской конкурс плакатов по безопасности дорожного движения.

Из работ, представленных на московский городской конкурс плакатов по безопасности дорожного движения.

 

Как доказано, многим людям достаточно одной рюмки, чтобы почувствовать себя в состоянии так называемой эйфории. Легкомысленность, беспечность, которые сопутствуют этому состоянию, одни из самых опасных врагов водителя. Причем такое состояние обманчиво и, как правило, неустойчиво. Оно легко меняется под действием даже слабых внешних раздражителей, и тогда наступает депрессия, подавленность, угнетенность, заторможенность, хотя субъективно (и это важно подчеркнуть) человек чувствует себя в форме, «как нельзя более прекрасно». Здесь бывает практически трудно предсказать, как изменятся его основные психофизиологические качества: цветоощущение, время реакции, способность предвидения, глазомер, умение ориентироваться в обстановке, принимать логически оправданные решения. Можно ли тут давать какие-либо рекомендации, если алкоголь даже на одного и того же человека действует по-разному в зависимости от состояния, в котором он находится в данный момент?

Но, даже если бы такие рекомендации и удалось получить с достаточной степенью надежности, остается еще более трудный вопрос: можно ли считать человека способным управлять автомобилем, если весь алкоголь из его организма выведен? Замечено: организм человека долго восстанавливает в себе затраченные на выведение алкоголя ресурсы. И, как правило, этот процесс сопровождается нарушением сердечной деятельности, повышением артериального давления, возрастанием нагрузок на основные органы (печень, почки, мозг). Нередко эти отклонения от нормы провоцируют обострение хронических или медленно текущих болезней, что может привести к острому приступу в стрессовых ситуациях, в которых нередко оказывается водитель.

Только спустя 1,5—3 часа алкоголь может покинуть организм, если выпита одна рюмка водки или один фужер сухого вина, одна бутылка пива. При дозе вдвое большей во столько же раз увеличится время нахождения алкоголя в организме и более серьезными станут последствия его отравляющего воздействия. И все-таки злополучная «рюмка» выпита, когда же снова можно сесть за руль? Самым общим правилом может быть такое: если сегодня ты выпил — завтра весь день не имеешь права садиться за руль...

Некоторые знакомые связывали происшедшее с О. с досадным стечением обстоятельств, со случаем. Ведь доза, которую он позволил себе, на первый взгляд, и в самом деле невелика. Да и сам водитель утверждал, что чувствовал себя вполне нормально. Однако, как это ни печально признавать, исход того вечера был предрешен. Уже через час после пресловутого бокала О. был за рулем. К тому времени в его крови содержалось около 0,02% алкоголя. И уже при такой концентрации шанс оказаться в дорожно-транспортном происшествии, как утверждают специалисты, возрастает вдвое, потому что, в частности, существенно снижается способность глаз адаптироваться к резкому изменению освещенности (вспомним, что пешехода на темной улице водитель увидел лишь в последний момент).

Среди нетрезвых водителей, задержанных ГАИ, очень многие считали, что за рулем немного выпить можно, «знай только меру». Говоря в этих заметках о разного рода рекомендациях, хотелось бы еще раз предостеречь всех от подобного легкомыслия. Печально, если кто-то увидит в таких рекомендациях «научную основу» как пить за рулем. Самое верное — это не пить вообще. Такова норма нашей жизни.

С. АЛЕКСАНДРОВ


 


1985N10P17-18

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Как правильно подобрать новый коленчатый вал, поршни и поршневые пальцы к мотоциклу ИЖ-Юпитер

Следи за микронами   В мотоциклетных двигателях для облегчения условий производства и эксплуатации размеры некоторых наиболее ответственных деталей разбиты на три группы. Многие владельцы мотоциклов не знают об этом и испытывают затруднения при замене основных деталей запасными. О том, как правильно подобрать новый коленчатый вал, поршни и поршневые пальцы к мотоциклу «ИЖ-Юпитер» рассказывает инженер А. Наговицын. На мотоциклах Ижевского машиностроительного завода с одноцилиндровыми двигателями роль маховика выполняют щеки коленчатого вала. В новом двигателе «ИЖ-Юпитер», имеющем два цилиндра, масса этих щек недостаточна для обеспечения требуемых динамических характеристик, поэтому в конструкцию включен выносной маховик (см. рисунок). Помимо «обычной работы», маховик двигателя обеспечивает передачу крутящего момента правого коленчатого вала на левый, следовательно, через муфту трансмиссии на ведущую звездочку.   Расположение коленчатых вало...

Читать далее >>

Мотороллеры Симсон СР50Н, СР50Б3, СР50Б4, СР50ЦЕ

Мотороллеры Симсон    Последние три года в мировом мотоциклостроении отмечены мотороллерным бумом, прежде всего в классе 80 см3. Промышленность ГДР оперативно откликнулась на эту вспышку спроса и приступила к производству нового семейства легких мотороллеров Симсон. Оно включает пять моделей: четыре с 50-кубовыми моторами и одну — с 70-кубовым. Характерные особенности их конструкции: горизонтальный одноцилиндровый двигатель, довольно большие (12-дюймовые) колеса со штампованными дисками, расположенный под седлом бензобак, сварная (из стальных штамповок) рама.Двигатель и коробка передач унифицированы с силовыми агрегатами мокиков «Симсон», но ввиду измененного положения цилиндра имеют картер иной конструкции. Как и на мокиках той же марки, силовой агрегат крепится к раме эластично. Передачи переключаются педалью. Мотороллеры комплектуются либо трех-, либо четырехступенчатой трансмиссией.У машин СР50ЦЕ и СР70ЦЕ предусмотрено устройство для регулирования п...

Читать далее >>

Мощнее на две силы. Форсировка двигателя ИЖ-36/ИЖ-Планета

Повышение мощности двигателя — вопрос, интересующий многих мотоциклистов. И это понятно: динамические и другие параметры мотоцикла находятся в прямой зависимости от мощности его двигателя. Мы уже рассказывали («За рулем», 1967, № 1), как увеличить мощность двигателя ИЖ Планета до 18 л. с. Рис. 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора Некоторые читатели, не имеющие возможности выполнить весь рекомендованный в статье объем работ, спрашивают о более простых способах, позволяющих получить хотя бы небольшое (в две-три силы] повышение мощности. В публикуемой статье инженеров В. Абрамяна, А. Максимова и Б. Лежнева владельцам мотоциклов ИЖ 36 и ИЖ Планета даются рекомендации о том, как, внеся незначительные изменения в некоторые узлы и детали двигателя, повысить мощность до 15 л. с. Предлагаемые авторами конструктивные изменения не увеличивают расхода топлива и практически не сказываются на долговечности и надежности мотоцикла. Основные средства повышения мощности дви...

Читать далее >>

Путь длинной в полвека. ИЖ-7, ИЖ-Д, ИЖ-9, ИЖ-350, ИЖ-49, ИЖ-56, ИЖ-Планета-4, ИЖ-Юпитер-4

ИЖ-7, ИЖ-Д, ИЖ-9, ИЖ-350, ИЖ-49, ИЖ-56, ИЖ-Планета, ИЖ-Юпитер   На окраине Ижевска высится монумент — мотоциклисты на вздыбленных машинах. Он символизирует успехи тружеников города в производстве мотоциклов, в развитии мотоспорта. Полвека назад в соответствии с решением Наркомата тяжелой промышленности здесь, в Ижевске, на базе опытных мастерских Ижстальзавода было организовано мотоциклетное производство. Еще раньше, в 1928 году в этих мастерских группа энтузиастов под руководством инженера П. В. Можарова спроектировала и построила опытные образцы машин. Однако- из-за отсутствия производственных возможностей тогда не удалось развернуть серийный выпуск мотоциклов. К их изготовлению ижевцы приступили в 1933 году. Между двумя моделями, которые вы видите на снимках, лежит путь длиной в полвека. Начинали с мотоцикла ИЖ—7, который лишь в деталях отличался от простой машины Л—300 с двухтактным двигателем, освоенной к тому времени ленинградским заводом «Красный Ок...

Читать далее >>

Cхема электрооборудования Ява 634

Электрооборудование Jawa 634 (Нажмите на картинке, для увеличения) 1— главная лампа фары (6 В, 35+35 Вт); 2— лампа стояночного света (6 В, 4 Вт); 3— лампа указателя поворота (6 В, 15 Вт); 4— лампа контроля работы генератора (6 В, 2 Вт); 5 — контрольная лампа дальнего света (6 В, 2 Вт); б — лампа освещения спидометра (6 В, 2 Вт); 7 — центральный переключатель; 8 — реле-прерыватель указателя поворота; 9 — звуковой сигнал; 10 — переключатель ближнего—дальнего света с кнопкой включения звукового сигнала; 11 — включатель указателя поворота; 12 — конденсаторы; 13 и 14 — контакты прерывателя зажигания левого и правого цилиндров; 15 и 16 — свечи зажигания; 17 — катушки зажигания; 18 — включатель стоп-сигнала; 19 — реле-регулятор напряжения; 20 — аккумуляторная батарея (6 В, 14 А-ч); 21 — генератор (6 В, 75 Вт); 22 — предохранитель (15 А); 23 — лампа стоп...

Читать далее >>