В предыдущем номере мы начали публиковать цикл статей об эксплуатации и обслуживании аккумуляторной батареи, подготовленных В. СУЕТИНЫМ. Сегодня — разговор о содержании батареи и контроле за ее зарядом.
Чистота — не только для красоты.
Надежная электрическая изоляция выводных штырей у блоков электродов от полюсных выводов батареи предотвращает потерю запасенной ею энергии. С целью обеспечить это условие верхняя поверхность у основной массы выпускаемых батарей залита специальной мастикой. Во время эксплуатации наг ней скапливаются пыль и грязь, образующие иногда токопроводящие мостики, через которые батарея может медленно разряжаться. Понятно поэтому, что надо периодически очищать мастику. А лучше всего подходит для этого содовый раствор — он нейтрализует капли электролита, которые могут там оказаться.
Некоторые автолюбители закрывают мастику полиэтиленовой пленкой с отверстиями для пробок и штырей. К сожалению, пленка затрудняет наблюдение за состоянием мастики, которая может вспучиваться и трескаться, когда в батарее образуется избыточное давление. Так бывает, если засорены вентиляционные отверстия в пробках банок. Под слоем мастики в этом случае может скопиться электролит, который, накоротко соединив выводы банок, будет разряжать батарею. При первых таких признаках следует очистить пробки и снять поврежденные участки мастики. Удалив в этих местах следы электролита (тряпочкой, смоченной содовым раствором), наносят слой расплавленной мастики (в крайнем случае, битумной антикоррозионной).
Уровень и плотность электролита — другие важнейшие факторы, определяющие работоспособность батареи.
Уровень необходимо контролировать летом не реже раза в пять—семь дней, зимой — вдвое реже. Нельзя допускать даже кратковременной эксплуатации батареи с оголенными пластинами, когда видна сухая предохранительная сетка. В южных районах целесообразно поддерживать минимальный уровень электролита, то есть в пределах 8— 10 мм над сеткой. Если температура окружающего воздуха выше 30° С, уровень необходимо проверять ежедневно.
Плотность электролита проверяют летом не реже раза в месяц, а зимой — каждые две недели. Если она ниже требуемой для данной климатической зоны более чем на 0,02 зимой и на 0,04 г/см3 летом, батарею следует зарядить. Когда же плотность электролита в разных банках различается более чем на 0,01 г/см3, необходимо провести уравнительный заряд и, если потребуется, откорректировать плотность в конце заряда.
Заряжать батарею надо и тогда, когда плотность оказалась выше (!) требуемой для данной климатической зоны, с последующей корректировкой плотности в конце заряда. Кстати, эксплуатация батарей с повышенной плотностью электролита не такая уж редкость в среде автолюбителей, поскольку судить о заряженности такой батареи по каким-либо признакам на автомобиле невозможно.
Контролируя плотность электролита, обращаем внимание на его цвет. Оттенки от светло-коричневого до красного говорят о недопустимом количестве шлама — выпавшей из пластин активной массы. Промывка дистиллированной водой в этом случае не поможет, наоборот, способна усугубить положение. Частички шлама при сливе электролита могут замкнуть разноименные пластины, а промывкой их удалить не удастся.
Здесь два пути — покупать новый аккумулятор, так как этот скоро откажет, или ремонтировать его. Делают это следующим образом. Разогрев 500-ваттной электрической лампой с отражателем или электрическим рефлектором заливочную мастику, тщательно удаляем ее и уплотнительные прокладки. Вынимаем одновременно аккумуляторы из блока, поддевая их равномерно за межэлементные соединения монтажной лопаткой или отверткой и не допуская при этом перекоса. Вытянув наполовину батарею из блока, желательно установить деревянные бруски между блоками ее пластин, чтобы исключить изгибы и переломы межэлементных перемычек и выводных штырей полублоков аккумуляторов батареи. Шлам из моноблока удаляем деревянной или пластмассовой лопаточкой, а оставшийся — сильной струей воды. Сепараторы для промывки вынимаем по одному, сразу вставляя на место каждого чистый, чтобы предупредить короткое замыкание разноименных пластин. Заметим, что эту работу лучше делать вдвоем.
Установив чистую батарею в бак, заливаем крышку разогретой до 200° С мастикой (можно использовать старую с добавлением небольшого количества битумной смолы). Электролит в батарею заливаем той же плотности, что была до разборки, и проводим уравнительный заряд, а если потребуется, то и корректировку плотности.
Если в процессе заряда разряженной батареи начинает образовываться пена, причина одна — посторонние примеси в электролите. Следует немедленно прекратить заряд, промыть батарею и залить свежий электролит. Плотность электролита и вид заряда — те же.
«Здоровье в порядке — спасибо зарядке». Важнейшим условием долговременной службы аккумуляторной батареи является постоянная, почти полная (90—95%) ее заряженность. Обеспечивает это условие при работе батареи на машине генератор при помощи реле-регулятора, задающего напряжение в бортовой сети.
Отклонение напряжения заряда только на 0,2—0,4 В сокращает срок службы батареи почти на 25%. А это значит, что при годовом пробеге 15 тысяч километров в умеренной климатической зоне можно вывести ее из строя на год раньше положенного срока (рис. 1).
Рис. 1. Зависимость срока службы аккумуляторной батареи от величины напряжения заряда (легковые такси в Москве).
Дело осложняется тем, что подавляющее большинство автолюбителей эксплуатирует свои автомобили преимущественно летом, когда субъективно даже 50-процентная разряженность батареи не ощущается. И поэтому, вроде бы, не возникает необходимости контролировать напряжение и разряженность батареи. Она ведь со своими функциями справляется. Но недозаряд в конце концов все-таки проявит себя довольно ощутимо не только сниженнем плотности электролита. Достаточно бывает нескольких неудачных попыток пустить двигатель, чтобы выявить чрезмерную разряженность батареи. Вот тут-то мы уже бьем тревогу. Правда, поздновато.
Перезаряженность заметить тоже не всегда легко. Плотность электролита не повышается, пусковые качества батареи на высоте. А необходимость чаще доливать дистиллированную воду может быть вызвана и повышенной температурой воздуха. Конечно, если напряжение заряда намного превышает норму, последствия перезаряда легко заметить на поверхности батареи в виде капель выброшенного электролита. Нужно помнить, что увеличение напряжения заряда на 1,4—1,6 В сокращает срок службы батареи вдвое.
Как же быть? Ответ, наверное, ясен. Напряжение заряда необходимо контролировать систематически, хотя бы раз в месяц, независимо от субъективной оценки работоспособности батареи. Следует иметь в виду, что нас интересует главным образом напряжение, поступающее на полюсные выводы батареи. Кстати, по нему также можно оценить исправность генератора, реле-регулятора и контактов в цепи. Дело в том, что здесь оно может быть выше, чем в сети, в результате увеличения сопротивления цепи «генератор—замок зажигания — предохранитель—реле напряжения» из-за ухудшения контактов в местах соединений проводов. Стремясь компенсировать падение напряжения в этой цепи, реле заставляет генератор поднять его до нормы, а в цепь заряда батареи по своему проводу от генератора пойдет уже увеличенный ток. В таких случаях бывает достаточно восстановить надежные контакты в соединениях замка, предохранителя, реле, чтобы напряжение в обеих цепях выравнялось и вошло в норму (об этом подробно рассказано в статье «Почему «кипел» аккумулятор» — «За рулем», 1984, № 11).
Когда напряжение ниже нормы, полезно включить дополнительную нагрузку (фары), и, если стрелка вольтметра покажет еще меньшее напряжение заряда, а увеличение оборотов дви-гдтеля не помогает, возможно слабо натянут приводной ремень или зависли . щетки генератора. Если же напряжение генератора поддерживается без нагрузки, а под нагрузкой резко падает до нуля, придется обратиться на СТО — у генератора серьезные неисправности.
В случае, когда надежные контакты в цепи обеспечены, генератор исправен и натяжение приводного ремня в норме, — виноват реле-регулятор.
Электромеханические реле-регуляторы (РР380, РР310, РР360) регулируют изменением натяжения пружины, бесконтактные (РР350) — подбором сопротивлений делителя напряжения. Здесь уже придется ознакомиться с электронной схемой прибора, если вы решили провести такую регулировку сами. Для более или менее квалифицированного радиолюбителя эта работа, как и выявление неисправных элементов схемы, не представляет особой трудности. Ну а как быть, если вы в этой области вообще не разбираетесь? Обратитесь на СТО, возможно, вам помогут. В худшем случае заменят неисправный прибор. Но контролировать параметры регулируемого напряжения вам так или иначе придется самому.
Условия проверки регулируемого напряжения приведены в журнале «За рулем» (1984, № 3, с. 14), а параметры напряжения заряда — здесь на рис. 2.
Рис. 2. Рекомендуемые величины напряжения заряда батарей в зависимости от температуры электролита.
Особо стоит остановиться на технике измерений, не владея которой можно получить ошибочный результат. Прежде всего, замеры необходимо проводить на прогретом двигателе. А самое главное условие — это как можно более полно заряженная батарея. Именно поэтому инструкции по эксплуатации рекомендуют перед началом замера дать двигателю поработать 10—15 минут, чтобы обеспечить подзаряд батареи. Однако удобнее сразу же после его пуска подключить вольтметр или автотестер и наблюдать изменение напряжения. Проверяем регулируемое напряжение не ранее чем через 5 минут после того, как стрелка прибора займет устойчивое положение. Возможно, суммарное время работы двигателя увеличится. Проведя проверку и, если потребуется, регулировку, вновь контролируем напряжение заряда при установленной крышке реле-регулятора. Если отмечено пониженное напряжение заряда, батарею надо подвергнуть стационарному заряду, даже когда по плотности электролита разряженность ее не выявлена. Не исключено, что плотность электролита в аккумуляторе была повышенной. Такие случаи — не редкость.
1985N02P27-28
В мартовском номере журнала за 1975 год в материале о редакционном тесте мотоцикла Ява 634 отмечалось. что при изгибе защитные кожухи цепи из-за большей, чем нужно, длины быстро перетираются. Рис. 1. Так укорачивается чехол. Пунктирной линией показана удаляемая часть. Чтобы избежать этой неприятности, следует заранее укоротить чехлы, как показано на рис. 1. Для этого сначала намечаем на переднем конце чехла линию. отстоящую от края на 16—17 мм. и острым ножом разрезаем по ней чехол. Снимаем обе части с кожуха, обильно смазываем цепь графитовой смазкой и надеваем чехол так. чтобы его внутренняя канавка села на буртик кожуха. Сверху закрепляем чехол хомутом, сделанным согласно рис. 2. Рис. 2. Хомут. Если в чехлах из-за касания цепи уже образовались отверстия, то их можно заклеить резиной при помощи клея №88 или БФ-2. Л. ГЕРАСИМОВ 332440,Запорожская область, г. Бердянск,ул. Восстания. 14. кв. 28 1975N10P19
Читать далее >>«Мне никак не удается добиться плавного действия тормозов на мотоцикле Ява. Торможение происходит рывками, хотя колодки и тросы исправны. В чем может быть причина?» — спрашивает К. Лобачев им г. Коломны.Рывки при торможении мотоциклов и автомобилей характерны для тех случаев, когда у тормозных барабанов бывает неправильная (овальная, граненая и т. п.) форма рабочей поверхности. Колодки прижимаются к ней неравномерно — сильнее на участках, расположенных ближе к оси барабана, слабее — на удаленных от нее.В мотоциклетных (спицевых) колесах форма барабана нарушается обычно от сильных ударов о различные препятствия или вследствие неравномерного натяжения спиц (чаще всего после переборки колеса).Чтобы устранить деформацию барабана, сначала обязательно регулируют натяжение спиц, а если этого окажется недостаточно, протачивают рабочую поверхность барабана на токарном станке. Лучшие результаты дает обработка барабана в собранном колесе. Если же станок не позв...
Читать далее >>Реле ИЖРП-1С На мотоциклах «ИЖ— Планета-3» и «ИЖ-Юпитер-3» реле указателей поворота ИЖРП-1С постоянно включено одновременно с зажиганием. Чтобы оно работало только при пользовании указателями поворота, некоторые мотоциклисты переделывают переключатели, как об этом рассказывалось в журнале «За рулем».Мотолюбители, которые знакомы с основами электро- и радиотехники, могут достичь той же цели незначительной переделкой реле. Достаточно ввести в схему два диода типа Д208 (или Д7) и изменить цепи коммутации, как показано на рисунке.Переделанное таким образом реле безотказно работает уже в течение трех лет.Б. РОГОЖИН141300, Московская область, г. Загорск, 4, кв. 4 Схема переделанного реле ИЖРП-1С(изменения выделены жирными линиями). 1976N06P37
Читать далее >>Для массового спорта Отечественная промышленность в течение многих лет наряду с дорожными выпускает мотоциклы для спорта — кроссовые и многодневные. Ведущая роль в этом деле принадлежит Ковровскому и Ижевскому заводам. Пионерами были ижевцы, построившие в 1947—1948 гг. первую партию машин ИЖ-350С. С тех пор завод разработал 24 модели спортивных мотоциклов, которые поступают в спортклубы, мотосекции, низовые спортивные коллективы. Год IV летней Спартакиады народов СССР Ижевский завод встретил новой серийной спортивной моделью ИЖ-64, которая пришла на смену ИЖ-60. Так же как и его предшественник, новый мотоцикл выпускается в кроссовом (ИЖ-64К) и многодневном (ИЖ-64М) вариантах. Принципиально его двигатель (размерность цилиндра 72 X 85 мм, 346 см3) не изменился. Однако новая форма камеры сгорания («жокейский картуз»), подбор сопротивления выпускных труб, уменьшение «вредного» объема кривошипной камеры позволили, не меняя степени сжатия (8,0&mdash...
Читать далее >>«Планета-спорт» — первый ижевский мотоцикл с 12-вольтовым электрооборудованием, которое отвечает всем современным (на 1982 год) требованиям, предъявляемым к этой системе. (нажмите на картинке, для увеличения) I— лампа стояночного света; 2 — лампа главного света; 3 — лампа контроля нейтрали; 4 — резистор; 5 — лампа контроля давления масла; 6 — реле указателей поворота; 7 — блок диодов (развязка); 8 — лампа освещения шкалы спидометра; 9 — замок зажигания; 10 — передние фонари указателей поворота; II— включатель света фары и аварийный выключатель зажигания; 12 — включатель стоп-сигнала ручного тормоза; 13 — реле-регулятор; 14 — включатель лампы нейтрали; 15 — лампа контроля дальнего света; 16 — лампа контроля указателей поворота; 17 — лампа контроля работы генератора; 18 — звуковой сигнал; 19 — переключатель света и указателей поворота, в...
Читать далее >>