ИЖ Юпитер 1. Новый дорожный мотоцикл

новый дорожный мотоцикл

 

ИЖ Юпитер 1

Перед вами на фото новый мотоцикл «Юпитер», или, как его сокращенно называют, ИЖ-Ю. Он спроектирован нашим СКБ мотоциклостроения и принят к массовому производству, которое началось во второй половине 1961 г.

Опытные образцы мотоциклов ИЖ-Ю и ИЖ-ЮК (такой индекс присвоен модели с коляской) были всесторонне испытаны в разнообразных дорожных и климатических условиях.

ИЖ-Ю может эксплуатироваться и с боковым прицепом. Для этого надо установить узлы крепления тяг. Коляска — легкого типа, рассчитана на одного пассажира или груз весом до 100 кг.

Конструкция мотоцикла отвечает современным требованиям, предъявляемым к машинам такого класса. Защита карбюратора специальными кожухами, большие поверхности, покрытые лаком, красками и декоративным хромом, придают машине красивый внешний вид.

Экипажная часть «Юпитера» и старой модели ИЖ-56 унифицированы за исключением кронштейнов крепления двигателя. Легкая сварная трубчатая рама, пружинная телескопическая передняя вилка с гидравлическими амортизаторами, маятниковая подвеска заднего колеса обеспечивают комфортабельность езды даже на грунтовых дорогах.

 

Глушитель шума выпуска отработавших газов

Рис. 1. Глушитель шума выпуска отработавших газов.

 

 

 

На мотоцикле установлен глушитель (рис. 1), благодаря которому шум выпуска отработавших газов незначителен. Передний подрессоренный грязевой щиток прикреплен на литом кронштейне к нижнему мостику передней вилки, что исключает возможность забивания его грязью.

На «Юпитере» в отличие от ИЖ-56 спидометр приводится от переднего колеса. Для удобного доступа к поплавковой камере в защитном кожухе карбюратора имеется окно, закрываемое металлической задвижкой.

Контактно-масляныйвоздушный фильтр (рис. 2) хорошо очищает от пыли воздух, поступающий в цилиндры двигателя. Забор воздуха осуществляется через продольные жалюзи, расположенные на боковых поверхностях защитных кожухов.

 

Контактно-масляный воздушный фильтр

Рис. 2. Контактно-масляный воздушный фильтр.

 

Фильтр выполнен из пластмассы. Фильтрующим элементом является капроновая кассета диаметром 0,2—0,3 мм.

Двухтактный двухцилиндровый двигатель (рис. 3) воздушного охлаждения объединен с коробкой передач в одном картере обтекаемой формы. Цилиндры изготовлены из алюминиевого сплава методом литья под давлением. В них запрессованы гильзы из специального чугуна. Продувка — петлевая, через четыре канала в каждом цилиндре, соединенных с полостью картера. Диаметр цилиндра 61,73 мм, ход поршня 58 мм. Рабочий объем двигателя 346 см3, степень сжатия 6,8—7,0.

 

 

dvigatel-s-korobkojj-peredach-v-razreze

Рис. 3. Двигатель с коробкой передач в разрезе: 1 — свеча зажигания; 2 — головка цилиндра; 3 — цилиндр; 4 — выпускное окно; 5 — поршень; 6 — поршневое кольцо; 7 — перепускной канал; 8 — поршневой палец; 9 — втулка верхней головки шатуна; 10 — шатун; 11 — крышка кривошипной камеры; 12 — палец кривошипа; 13 — регулировочный винт сцепления; 14 — нажимной диск сцепления; 15 — педаль переключения передач; 16 — диски сцепления; 17— наружный барабан сцепления; 18— вал переключения передач; 19 — кулачок автомата сцепления; 20, 21 — шестерни коробки передач; 22 — рычаг выжима сцепления; 23 — ведущий пал; 24 — ведомый вал; 25 — кулачок прерывателя; 26 — генератор; 27 — крышка кривошипной камеры; 28 — маховик.

 

Детали шатунно-поршневой группы (поршень, шатун, поршневые кольца, поршневой палец, стопорные кольца, ролики подшипника нижней головки шатуна) унифицированы с соответствующими деталями двигателя мотоцикла К-175.

Коленчатый вал состоит из двух кривошипов, соединенных между собой выносным маховиком, который расположен между кривошипными камерами.

Кривошипы развернуты на 180° и тем самым обеспечивают попеременную работу цилиндров.

Одной опорой коленчатого вала служит прилив половины картера, а другой — герметически закрывающаяся крышка кривошипной камеры. Герметичность достигается благодаря четырем армированным резиновым сальникам.

При 5000 об/мин коленчатого вала «Юпитер» развивает мощность 18 л. с. Литровая мощность равна 55 л.с./л (у двигателя ИЖ-49 — 31 и у ИЖ-56 — 40 л.с./л).

Один карбюратор К-28Ж соединен с впускными окнами цилиндров патрубком особой конструкции. В качестве топлива применяется бензин второго сорта в смеси с автолом (соотношение 25 : 1).

Крутящий момент передается от двигателя на коробку передач двойной втулочной безроликовой цепью. Передаточное число 2,57.

Многодисковое сцепление по своей конструкции максимально унифицировано со сцеплением ИЖ-56. Но в отличие от него наружный барабан опирается на шариковый подшипник, что повышает надежность и долговечность узла.

Оригинально устройство включения и выключения сцепления. Помимо выжима муфты рукой предусмотрено автоматическое воздействие на нее в момент переключения передач в коробке. Применение такого автомата упрощает управление мотоциклом.

Четырехступенчатая двухходовая коробка передач в основном идентична коробке мотоцикла ИЖ-56. Изменена лишь с целью повышения надежности конструкция узла перемещения вилок включения передач. Валики, по которым перемещаются вилки, отсутствуют. Их роль выполняет вал, одновременно передвигающий вилки.

Управление коробкой облегчено благодаря двухплечему рычагу ножного переключения передач.

Передача на заднее колесо осуществляется роликовой цепью П-4 (ГОСТ 3609—52). Передаточное число у мотоцикла ИЖ-Ю — 2,33 и ИЖ-ЮК — 2,62. Колеса — взаимозаменяемые с прямыми спицами. Тормоза — колодочные. Подвеска кузова бокового прицепа — пружинная.

Источниками тока являются аккумуляторная батарея 3-МТ-7 и генератор постоянного тока Г-36 М2 с двумя прерывателями новой конструкции (модернизированный генератор Г-36М). Каждая свеча зажигания А11У М14 X 1,25 имеет свою цепь питания с обособленным прерывателем и катушкой КМ-01.

Система зажигания с двумя прерывателями обеспечивает устойчивое искрообразование во всем диапазоне оборотов коленчатого вала двигателя. По основным деталям она унифицирована с системой зажигания мотоцикла ИЖ-56.

По своей конструкции и эксплуатационным качествам «Юпитер» является более совершенным, чем мотоциклы ИЖ-56 и ИЖ-56К.

 

Краткая техническая характеристика мотоциклов ИЖ Юпитер

  Без коляски С коляской
Максимальная скорость в км/час 110 80

Расход топлива в л на 100 км

4 6

Емкость топливного бака в л

15
База в мм 1360 - 1400

Дорожный просвет в мм

135
Шины 3,25 X 19 (давление 2 кг/см2)
Сухой вес в кг 160 245
Длина в мм 2115 2180
Ширина в мм 780 1760
Высота в мм 1025 1130

 

Инженер В. БОНШТЕДТ, зам. начальника конструкторского бюро мотоциклостроения.


1961N08P16-17

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Трехцилиндровый двухтактный. Разработки мастера спорта Карла Ошиньша

Разработки мастера спорта Карла Ошиньша   Двигатели современных мотоциклов для шоссейно-кольцевых гонок характеризуются высокой литровой мощностью. В настоящее время она составляет минимум 160 л. с. как для двухтактных, так и четырехтактных гоночных двигателей. Главный источник получения высокой литровой мощности — повышение коэффициента полезного действия двигателя. Над решением этой проблемы трудятся не только мотозаводы, но и многие энтузиасты мотоциклетного спорта.   Рис. 1. Общий вид трехцилиндрового двигателя.  Заслуживает внимания работа члена рижского автомотоклуба «Даугава» мастера спорта Карла Ошиньша, который сконструировал и изготовил трехцилиндровый двигатель рабочим объемом до 350 см3. Он состоит из трех одинаковых одноцилиндровых двухтактных двигателей с петлевой продувкой, объединяемых общим картером. Такая конструкция сама по себе не является новой и известна в мотоциклостроении, однако К. Ошиньш внес в нее много оригинального. Двигате...

Читать далее >>

Рига-5

Легкий мопед «» с двигателем Д-5  «» — машина простая в эксплуатации.Рижский завод «Саркана Звайгзне» взамен мотовелосипеда «Гауя» начал производство легкого мопеда «» с двигателем Д-5 мощностью 1,2 п. с. У машины очень простая ходовая часть. Механические тормоза мопеда гарантируют быстрое торможение и безаварийную езду. Управление тормозом переднего колеса и дросселем установлено на правой стороне руля, рычаг сцепления — на левой. Чтобы затормозить заднее колесо, надо нажать на педаль в обратном направлении. Багажник расположен над задним колесом и рассчитан на 15 кг груза. Передняя вилка — телескопическая. Седло-подушка сделано из губчатой резины.Рама, передняя вилка и щитки мопеда окрашены цветными эмалями. Некоторые детали покрыты хромом.«» успешно выдержала испытания на различных дорогах. Это удобное средство транспорта для города, а также для проселочных дорог. Емкость топливного бака (...

Читать далее >>

Устранение пробуксовки сцепления на мотороллере Турист

Сцепление работает нормально На мотороллере «Турист» иногда не удается регулировкой устранить пробуксовывание сцепления. Я нашел надежное решение. Взял еще один ведомый и один ведущий диски (допустимо использованные) и уменьшил толщину всех ведущих до 2,3 мм (можно сделать это «ручную на наждачном круге, используя его боковые поверхности). Общая толщина пакета дисков увеличивается незначительно, и они вполне размещаются в барабанах, не перегружая трос привода сцепления. Для увеличения трения между дисками поверхность ведомых полезно сделать шероховатой крупной шкуркой, а на ведущих — нанести лучевые риски через 10—15 мм. Вот уже несколько тысяч километров сцепление не только не буксует, но даже ни разу не потребовало регулировки.А. ДОРОШЕНКО322611, Днепропетровская область,г. Днепродзержинск,ул. Ленинградская., 106, кв. 4  1980N10P32

Читать далее >>

Латка на поршне, или ответ мстителю

Было дело, я навьючил на свою 638 с коляской столько груза, что мотоцикла не было видно, и отправился в дальнюю дорогу. Мотоцикл терпел это издевательство довольно долго, но месть пришла неотвратимо: машина замерла. Когда снял головки цилиндров, в правом поршне увидел маленькое аккуратное отверстие. До человеческого жилья было так далеко, что даже помышлять о том, чтобы докатить до него мотоцикл, не имело смысла. Ответ мстителю был достойным. Я аккуратно расковырял отверстие до такого размера, чтобы в него вошел болт М8. Подложил под головку болта и под гайку шайбы так, как это показано на рисунке, и затянул этот "бутерброд". Подтолкнув мотоцикл с горки, я завел его и, представьте себе, благополучно добрался до цели путешествия. Мотоцикл, видимо, сообразил, что со мною ссориться - себе дороже, и рабо-тал так хорошо, что я потом еще полгода ездил с леченым поршнем.

Читать далее >>

Расход топлива

От чего зависит расход топлива Что интересует прежде всего человека, покупающего мотоцикл? Мощность, обеспечивающая его скорость, приемистость, удобство посадки, диаметр колес и другие показатели, от которых зависят маневренность и проходимость, и едва ли не и последнюю очередь расход топлива. О нем начинают задумываться потом, если он явно превосходит нормативный. Им бывают озабочены обыкновенно мототуристы во время дальних поездок: чрезмерный «аппетит» двигателя приводит к лишним задержкам для заправки и поэтому резко снижает среднюю скорость движения, а то и грозит непредвиденной остановкой в месте, удаленном от АЗС. Почему же большинство мотоциклистов столь безразличны к расходу топлива? Объяснить это можно, вероятно, одним — низкой ценой бензина в нашей стране. Настолько низкой, что мы не задумываемся о том огромном общественном труде, который затрачен на его производство, о том. что запасы исходного сырья у нас хотя и велики, но не безграничны и лишнего у прир...

Читать далее >>