Изучающим мотоцикл. Мотоцикл как таковой

Изучающим мотоцикл

Мотоцикл

Морозную тишину зимнего леса разорвал перестук автоматных очередей и треск мотоциклов. Это авангард -«наступающей части» — мотоциклисты-разведчики — обнаружили «противника» и завязали «бой» до подхода главных сил. Так начались очередные занятия.
Фото В. Высоцкого


Сводки Совинформбюрог страницы фронтовой печати нередко в годы минувшей войны пестрели такими сообщениями: группа мотоциклистов-разведчиков, проникнув в тыл противника, захватила переправу через водный рубеж и мужественно удерживала ее до подхода главных сил... Разведчики на мотоциклах разгромили вражеский штаб, пленили фашистского генерала, доставили важные документы...

Фронтовики-мотоциклисты снискали себе славу мужественных и умелых воинов, Мотоцикл в бою нес многие службы — в разведке, в подразделениях связи, в штабах.

Ныне он так же находит применение в войсках. В программу начальной военной подготовки включено 40-часовое обучение призывников по специальности водителя мотоцикла. Помочь молодым людям лучше освоиться с этим видом техники — такую цель ставит перед собой редакция «За рулем», намереваясь в 1974 году опубликовать серию статей под рубрикой «Изучающим мотоцикл».

Сегодня мотоциклом никого не удивишь. Надежные, быстрые, легко управляемые маленькие машины служат людям разных специальностей и в разных уголках страны. На селе мотоцикл, пожалуй, самое распространенное средство сообщения между жильем, полями и фермами. Мотоциклы «в рабочей спецовке» развозят по улицам городов продукты и товары ширпотреба. Они служат в милиции. На них выполняют боевые задачи воины-разведчики, связисты, пограничники. О туристах, охотниках и рыболовах и говорить нечего — эти без мотоцикла как без рук. Словом, мотоцикл — одна из характерных примет нашей жизни.

В этой серии мы будем исходить из перечня тем, предусмотренных программой. Но свою задачу видим не в том, чтобы идти «след в след» с ней, а в движении «на параллельных курсах». Это позволит давать материалы, сравнительно редко встречающиеся в литературе и помогающие молодым мотоциклистам шире взглянуть на предмет изучения.

Предлагаем первый материал из этой серии. Одновременно хотим напомнить: вождение мотоцикла, мотоциклетный спорт развивают смелость, закаляют мускулы и волю — качества, необходимые защитникам Родины.

Между тем история этого средства передвижения не так уж долга. И чтобы перелистать ее страницы, нужно не так много времени.

Родился мотоцикл в Германии. 29 августа 1885 года инженер и изобретатель Готлиб Даймлер выехал за ворота своей мастерской на сконструированном им двухколесном аппарате с бензиновым двигателем. С высоты нашего нынешнего положения мы склонны порой несколько иронически смотреть на прародителей современных чудесных машин. И напрасно! Несмотря на всю свою непритязательность, конструкция Даймлера уже содержала принципы, оставшиеся незыблемыми до наших дней. Двигатель мощностью в половину лошадиной силы размещался между колесами, у основания двойной рамы. Бензобак располагался над двигателем. Двухступенчатая ременная передача позволяла изменять скорость движения от 5 до 18 км/час. При необходимости натяжение ремня уменьшалось, и двигатель мог работать вхолостую.

В последующие 15 лет конструкторы во многих странах пытались найти иные формулы мотоцикла: менялись расположение двигателя и бензобака, принцип передачи усилия от двигателя и форма рамы, система зажигания и число колес. Но уже первое десятилетие XX века можно считать периодом, когда окончательно утвердилась классическая компоновка, так удачно найденная Даймлером. В это же время ременная передача постепенно сдает позиции под натиском кардана и цепи, а простейший испарительный карбюратор уступает место пульверизационному. Зажиганию от трубки накаливания все чаще предпочитают аккумуляторное. А к концу десятилетия появляется и магнето. Однако на большей части мотоциклов еще остаются велосипедные педали — как признак неуверенности в надежности мотора и, отчасти, как подножки для водителя.

К 1912—1914 годам относятся попытки снабдить мотоцикл подрессоренной передней вилкой. В это же время окончательно приживается на нем коробка передач автомобильного типа с передвижными шестернями. В дальнейшем происходит только совершенствование отдельных узлов, агрегатов и систем.

В России первые двух- и трехколесные мотоциклы появились в 1894—1898 годах. Позже, в 1913—1914 годах были предприняты шаги по организации сборки мотоциклов из покупных деталей на заводе «Дукс» в Москве и на велосипедном заводе в Риге. Но война прервала их. И именно в это время мотоциклы во множестве проникли в Россию — они понадобились для фронта и были закуплены в Англии и Америке. Это небольшое разнопородное и разномастное «стадо» досталось в наследство молодой Стране Советов.

Уже в 1924—1932 годах конструкторы-энтузиасты разрабатывают первые отечественные модели. В Москве под руководством инженера П.Н.Львова в 1924 году создан опытный образец 500-кубового мотоцикла «Союз». В 1928— 1931 годах в Ижевске группой конструкторов под руководством инженера П. В. Можарова спроектированы, изготовлены и испытаны опытные образцы мотоциклов ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4 и ИЖ-5.

Началом же серийного производства следует считать 1933 год, когда в Ленинграде на заводе «Промет» был налажен выпуск мотоциклов Л-300 («Красный Октябрь»), а затем на «Ижстальза-воде» — мотоциклов ИЖ-7, представлявших собой несколько измененный вариант Л-300.

К этому времени мировое мотоцикло-строение уже одержало немало побед. Мотоцикл стал популярным и признанным средством передвижения. По данным 1928 года,1 мотоцикл приходился: в Испании — на 28 кв. километров территории, в Швеции — на 11, в Чехословакии — на 6, во Франции — на 3, в Англии — на 0,2.

В Советском Союзе в разное время перед войной производство мотоциклов осваивается кроме Ижевска в Москве, Ленинграде, Харькове, Подольске, Таганроге, Серпухове.

В военные годы они выпускались: сначала в Ирбите, Горьком и Тюмени, а потом только в Ирбите и Горьком. О трудовом героизме мотоциклостроителей можно судить хотя бы по такому факту: первая партия оборудования, вывезенного из Москвы, была доставлена в Ирбит в декабре 1941 года. Через два месяца (!) завод дал первые мотоциклы М-72, а к концу 1942 года на фронт было отправлено 1587 таких машин.

Подлинное свое развитие отечественная мотопромышленность получила в послевоенные годы. Ведущими становятся заводы в Ижевске, Киеве и Минске. Сохраняется производство в Ирбите. Несколько позже начинает выпускать легкие мотоциклы Ковровский завод. А в 1956 году налаживается выпуск моторол-

леров на Тульском и Вятско-Полянском заводах. О темпах послевоенного развития этой отрасли промышленности можно судить хотя бы по таким цифрам. В 1950 году в СССР выпускалось 123 тысячи мотоциклов (для сравнения в Англии — 150 тысяч, в Италии — 331 тысяча), в 1960 году — 734 тысячи (в Англии— 199 тысяч, в Италии — 670 тысяч), в 1968 году — 1326 тысяч (в Англии — 170 тысяч, в Италии — 671 тысяча).

Ныне советские мотоциклы заслуженно пользуются на мировом рынке репутацией самых добротных, надежных и неприхотливых машин. Их охотно покупают во многих странах. Один только Ижевск отправляет свои машины по 47 зарубежным адресам. Это — лучшая аттестация для всей нашей мотопромышленности.

На этом мы закончим историческую справку и перейдем ко второму вопросу, поговорим о том, какие бывают-мотоциклы.

Для этого вернемся на минуту к началу статьи. Там отмечено, что сфера применения мотоциклов очень широка. Отсюда можно заключить, что и конструктивно они должны быть разными. По качествам, связанным с назначением, мотоциклы делятся на три основные разновидности: дорожные, спортивные и специальные. В первую, самую большую группу входят все те машины, которые продаются в личное пользование. Их отличительные признаки: полное электрооборудование, глубокие щитки колес, предохраняющие водителя и пассажира от забрызгивания, сравнительно большой вес, связанный с необходимостью обеспечить долгую службу, тщательность отделки.

Спортивные мотоциклы, в свою очередь, делятся на типы в зависимости от того, для каких соревнований они предназначены. Но всех их роднит предельная облегченность, отсутствие приборов освещения (кроме мотоциклов для многодневки), высокая степень форсировки двигателей.

Наконец, мотоциклы третьей группы — это те же дорожные, но отличающиеся от первых узлами и агрегатами, которые помогаю^ выполнять специальные задачи. Например, армейские машины имеют задний ход и привод от двигателя на колесо коляски; милицейские снабжаются рацией, дополнительными фарами, сиреной; работающие в торговле оборудуются прицепами разной грузоподъемности или кузовами и т. п.

Мы будем говорить о наиболее распространенной категории — о дорожных мотоциклах. Это оправдано и методически: первичное обучение всегда ведется именно на них. В зависимости от рабочего объема двигателя все они делятся на несколько классов.

Право открыть «мотоциклетную табель о рангах» предоставляется самому «младшему по чину» — мотовелосипеду. Его «особые приметы»: простейший двигатель без коробки передач и велосипедные педали. Если на велосипед поставить моторчик — это как раз и будет мотовелосипед.

Мопед немного сложнее, он уже имеет двух- или трехступенчатую коробку передач.
Если снабдить мопед кикстартером, убрать велосипедные педали и вместо них поставить подножки для водителя — мы получим мокик. По существу это уже настоящий мотоцикл [микромотоцикл — так его иногда и называют).

И мотовелосипед, и мопед, и мокик обычно имеют двигатели, рабочий объем которых не превышает 50 см3. С увеличением этого показателя двухколесный экипаж неизбежно «переходит в следующий класс».

Он объединяет легкие мотоциклы, имеющие двигатели рабочим объемом до 175 см3. Затем следуют средние — до 350 см3 и тяжелые — свыше 350 «кубиков».

Несколько особняком в этой классификации стоят мотороллеры. У них — маленькие колеса и сильно развитая облицовка, закрывающая все агрегаты. Характерна и совершенно особая посадка водителя — «как на стуле».

Для того чтобы можно было сравнить между собой разные модели, все мотоциклы, как уже сказано, делятся на классы. Принят такой классификационный ряд: 50, 75, 100, 125, 175, 250, 350, 500, 750, 1000 и 1300 см3 (цифры обозначают предельный рабочий обьем двигателя). Мотоциклы промежуточных кубатур, например 150 см3 или 400 см3, относятся к соответствующим классам— в нашем примере — «175» и «500».

Не менее (если не более!) важной следует признать классификацию мотоциклов по типу двигателя. В зависимости от характера рабочего процесса различают четырехтактные и двухтактные двигатели. У нас четырехтактными моторами оснащаются только тяжелые машины из Киева и Ирбита. Это не противоречит мировой практике: она показывает, что четырехтактные двигатели, как правило, имеют рабочий объем от 250 см3 и выше, а двухтактные — не выше 500 см3.

Есть и еще один классификационный признак — число цилиндров. Положение и в этом случае уже довольно четкое: двигатели рабочим объемом от 250 см3 и выше, как правило, имеют два цилиндра, а моторы меньших кубатур прекрасно обходятся одним. Как и в любом правиле, здесь тоже есть исключения: японская фирма «Хонда» выпускает 125-кубовые многоцилиндровые четырехтактные мотоциклы, а «ИЖ-Планета» имеет одноцилиндровый 350-кубовый двухтактный двигатель.

Двигатели с тремя, четырьмя и шестью цилиндрами вообще являются редкостью. Кроме сверхдорогих супермоделей они применяются только на специальных гоночных мотоциклах.

Иногда различают мотоциклы по типу главной передачи и по типу рамы — но эти признаки не столь существенны. О них мы поговорим, когда будем рассматривать соответствующие узлы.

Наконец (и об этом мы упоминали), мотоциклы делятся на одиночные и с боковым прицепом (коляской). Поскольку боковой прицеп всегда можно отсоединить и мотоцикл ((при некоторых изменениях в главной передаче) эксплуатировать без нее, то об этом мы еще поговорим более подробно.

Б. ДЕМЧЕНКО, мастер спорта

 

1974N02P4-5

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Мотоциклы для села - на конвейер!

Основные требования к мотоциклам, специально предназначенным для эксплуатации в сельской местности     В нашей стране с ее необъятными просторами возможности применения мотоциклов огромны. Эти машины получили широкое распространение в городах. Но еще больше их используют в селах. Ведь на мотоциклах можно проехать и там, где не пройдет автомобиль. Они нужны агрономам, зоотехникам, ветеринарам, сельским врачам, почтальонам, в них нуждаются колхозники, рабочие совхозов. Особенно любит эти машины молодежь. Какие основные требования можно предъявить к мотоциклам, специально предназначенным для эксплуатации в сельской местности? Они должны быть легкими, экономичными, простыми по устройству и в обслуживании, иметь хорошую проходимость, достаточную вместимость (2—3 человека) и грузоподъемность 100—150 кг. Этим требованиям лучше всего отвечает мотоцикл повышенной проходимости с коляской. У него есть неоспоримые преимущества перед автомобилем такой же грузоподъемности: он в...

Читать далее >>

Двигатель Ш-51

Новый двигатель завода Вайрас    Двигатель Ш-50 производства Шяуляйского велосипедно-моторного завода Вайрас, устанавливаемый на мопед «Рига-1», хорошо известен мотолюбителям. Его положительные качества — малый вес, небольшой расход топлива, простота обслуживания. Но двигатель имеет некоторые недостатки. К ним относятся: малая мощность, быстрый износ кривошипно-поршневой группы, ненадежная муфта сцепления, неэффективное глушение шума выхлопа и всасывания. Отсюда законные нарекания со стороны покупателей. В связи с этим конструкторы завода создали на базе двигателя Ш-50 новый мотор - Ш-51, который с января 1965 года пошел в серийное производство. У этого двигателя максимальная мощность повышена до 1,8 л. с. Достигнуто это улучшением продувки и наполнения цилиндра горючей смесью, повышением степени сжатия, улучшением охлаждения двигателя (цилиндр и головка цилиндра с более развитым оребрением). Износостойкость двигателя зависит от степени очистки воздуха. Сетч...

Читать далее >>

Мотороллер Тулица

"Тулица" сменяет "Туриста-М" Начало четвертого года десятой пятилетки тульский машиностроительный завод имени В. М. Рябикова отметил выпуском новой машины. Место «Туриста—М» в производственной программе заняла «Тулица» (фото 1). Первые мотороллеры этой модели сошли с конвейера в январе, а до конца года завод планирует изготовить около 40 тысяч. 1. Внешне «Тулица» сохраняет много общих черт со своим предшественником, «Туристом —М». Отличия: дополнительные жалюзи на левой части капота для вентиляции подкапотного пространства, выведенная наружу педаль кик-стартера. Что же нового в конструкции «Тулицы» по сравнению с «Туристом—М»?Двигатель мотороллера прибавил в мощности 2 л. с. Это достигнуто повышением (с 7,8 до 9,3) степени сжатия и применением более совершенной, трех-канальной продувки цилиндра. Чтобы, несмотря на форсировку, у двигателя был нормальный тепловой р...

Читать далее >>

Доводка и некоторые усовершенствования деталей двигателей минских мотоциклов

Польза несомненна Мотоциклы на наших заводах выпускают крупными сериями. Такое поточное производство при нынешней технологии, к сожалению, дает значительный разброс по качеству.Однако то, что бывает не под силу устранить в условиях массового производства, часто оказывается по плечу рядовому мотоциклисту, имеющему желание сделать свой мотоцикл лучше. Для них и предназначен этот материал.Речь здесь пойдет о доводке и некоторых усовершенствованиях деталей двигателей минских мотоциклов, хотя не исключено, что это может оказаться полезным и владельцам других марок.Начну с системы впуска. Хорошо известно, что износ цилиндро-поршневой группы и кривошипного механизма непосредственно зависит от количества абразивных частиц, вместе с воздухом поступающих в двигатель. Минские мотоциклы имеют весьма эффективные воздушные фильтры с бумажным элементом. Однако неплотности в соединениях системы впуска могут снизить и часто действительно снижают качество очистки воздуха.У старых моделей, где фильтрующи...

Читать далее >>

Недостатки ИМЗ-8.201 Кросс

С прискорбием об ИМЗ 8.201 Кросс и не только о нем   Поговорите с мотоспортсменами, выступающими на наших кроссовых, на других спортивных мотоциклах. Двух мнений не услышите. Машины ижевского, ковровского, ирбитского и минского заводов и по конструкции и по исполнению совершенно непригодны для спорта. Требуются коренная переделка, большие затраты труда, средств, материалов, чтобы как-то приспособить их к условиям соревнований, да и то на короткий срок. Многие годы спортивная общественность бьет тревогу по этому поводу. Но, наверно, пора уже разобраться во всем, детально дать оценку той продукции, которую получают молодые спортсмены, и ответить на вопрос, может ли такое продолжаться дальше. Попытаемся сделать это на примере ирбитской кроссовой машины, предназначенной для очень любимых у нас соревнований на мотоциклах с колясками. Итак, ИМЗ-8.201 «Кросс». Готовя эту публикацию, мы беседовали со многими спортсменами, механиками, тренерами и отметили совпадение критически...

Читать далее >>
Мотоцикл BMW R 1200R 2014 фото Мотоцикл Suzuki GSX-R 600 2016 фото Мотоцикл Honda Forza 750 2021 фото Мотоцикл Jianshe JS110-5 2013 фото
Мотоцикл Moto Guzzi Le Mans 1000 MKV 1988 фото Мотоцикл Sherco 5.1i Enduro 2006 фото Мотоцикл Harley Davidson FLHTCUTG Tri Glide Ultra Classic 2015 фото Мотоцикл Suzuki GV 1400 GT Cavalcade 1985 фото