В нашей стране с ее необъятными просторами возможности применения мотоциклов огромны. Эти машины получили широкое распространение в городах. Но еще больше их используют в селах. Ведь на мотоциклах можно проехать и там, где не пройдет автомобиль. Они нужны агрономам, зоотехникам, ветеринарам, сельским врачам, почтальонам, в них нуждаются колхозники, рабочие совхозов. Особенно любит эти машины молодежь.
Какие основные требования можно предъявить к мотоциклам, специально предназначенным для эксплуатации в сельской местности? Они должны быть легкими, экономичными, простыми по устройству и в обслуживании, иметь хорошую проходимость, достаточную вместимость (2—3 человека) и грузоподъемность 100—150 кг.
Этим требованиям лучше всего отвечает мотоцикл повышенной проходимости с коляской. У него есть неоспоримые преимущества перед автомобилем такой же грузоподъемности: он весит в 3—4 раза меньше, имеет более высокую маневренность. По проходимости же он не уступает автомобилю со всеми ведущими колесами.
Мотоцикл для сельского хозяйства должен быть специализированным и существенно отличаться от машин, выпускаемых в настоящее время. Для этой цели не подходят, например, серийные тяжелые мотоциклы К-750 и М-61 с боковой коляской. В плохих дорожных условиях эти машины «выворачивает» в сторону коляски, водителю приходится повертывать руль влево, при этом возрастает сопротивление движению. На скользких дорогах часто буксует заднее колесо.
Как показывает опыт, самый эффективный способ повышения проходимости — введение привода на колесо коляски. Существует, однако, мнение, будто привод снижает экономичность мотоцикла и применение его на хороших дорогах нежелательно. Проведенные на Киевском мотозаводе работы показывают, что правильно сконструированный дифференциальный, а тем более вариаторный привод полезен даже на дорогах с усовершенствованным покрытием, так как он устраняет перекосы и гасит боковые силы, возникающие на колесах. Это способствует уменьшению сопротивления движения, а следовательно, снижает расход топлива и износ шин.
Разработка простой и дешевой конструкции привода на колесо коляски, а также коробки передач, имеющей задний ход, — необходимое условие создания такого мотоцикла.
При эксплуатации мотоцикла в сельской местности, кроме того, необходимо надежно защитить водителя и пассажиров от непогоды. Сделать это можно, применив глубокие наколенники из пластмассы, ветровой щиток, а в случае необходимости — легкосъемный тент.
Может ли наша мотопромышленность дать сельскому хозяйству мотоцикл, отвечающий всем этим требованиям? Да, может. Конструкция такого мотоцикла создана на Киевском мотозаводе. Больше того, на базе его выпущена небольшая серия мотолетучек. Но работа эта не закончена. Ей не уделяют должного внимания ни завод, ни Киевский совнархоз.
Производство мотоцикла для сельского хозяйства — неотложная задача. Она непосредственно вытекает из решений мартовского Пленума ЦК КПСС, призвавшего усилить материально-техническую помощь селу. Долг работников мотоциклетной промышленности — в кратчайшие сроки наладить массовый выпуск таких мотоциклов. Это будет вкладом мотоциклостроителей во всенародное дело подъема сельского хозяйства.
В. СОЛОГУБ, инженер-конструктор,
г. Киев.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Вопрос, поднятый инженером В. Сологубом, заслуживает серьезного внимания.
Мотоциклы повышенной проходимости очень нужны селу, особенно специалистам сельского хозяйства. Такие машины дадут возможность, независимо от погоды и состояния дорог, выезжать на те участки, где решается судьба урожая и повышения продуктивности животноводства.
О том, насколько это жизненно важно, ясно из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении роли агрономов, зоотехников и других специалистов сельского хозяйства в развитии колхозного и совхозного производства». Это постановление обязывает советы министров союзных республик обеспечить специалистов сельского хозяйства необходимым транспортом, а Госплан СССР — выделить им мотоциклы для продажи.
Работники мотоциклетной промышленности и прежде всего Киевского, Ижевского и Ирбитского заводов должны дать командирам сельскохозяйственного производства высокопроходимые, надежные машины.
1962N06P14
Опыт ремонта двигателей мотоциклов ИЖ-56 Кто из мотоциклистов не думает об улучшении технического состояния своей машины и в первую очередь ее основного агрегата — двигателя? Если мотоцикл прошел более 20 тыс. км и в двигателе появился стук, а мощность его снизилась — значит, необходим срочный ремонт. К сожалению, в большинстве городов нет специальных моторемонтных мастерских, и мотоциклистам приходится рассчитывать на свои силы. В автомотоклубе Челябинского политехнического института учебные и спортивные мотоциклы всегда на ходу. Это во многом объясняется тщательным уходом за ними и своевременным качественным ремонтом. Накопленный там опыт ремонта двигателей мотоциклов ИЖ-56 в условиях небольшой мастерской, оснащенной сверлильным и токарным станками, на наш взгляд, может заинтересовать автомотоклубы и мотолюбителей. Этим опытом мы и хотим поделиться. Как ремонтировать цилиндр и поршень В случае износа цилиндра заводские инструкции рекомендуют растачива...
Читать далее >>Изучающим мотоцикл В предыдущей статье мы уже упоминали о том, что на отечественных мотоциклах и мотороллерах применяются поршневые двух- и четырехтактные двигатели внутреннего сгорания. Теперь пришло время познакомиться с ними поближе. Вспомним: двигатель — устройство, в котором тепловая энергия сгорающего топлива превращается в механическую. Этот процесс протекает в несколько последовательных стадий: впуск топливной смеси, сжатие, расширение и выпуск. Их совокупность составляет рабочий цикл. Если рабочий цикл совершается за два хода поршня (один оборот коленчатого вала), двигатель называется двухтактным. Если за четыре хода поршня (два оборота) — четырехтактным. Одноцилиндровый двухтактный двигатель мотоцикла «Восход» (175 см3). Газораспределение осуществляется поршнем, имеющим в юбке вырезы 1. Поршневые кольца удерживаются от проворачивания штифтами 2. В теле цилиндра есть перепускные каналы 3. Двухтактные двигатели, как правило, устанавливают на более де...
Читать далее >>То что мешает судам выносить справедливые приговоры в делах по ДТПВсегда ли законны и обоснованны приговоры судов по делам о дорожно-транспортных происшествиях? Насколько квалифицированно назначаются и оцениваются судами автотехнические экспертизы? Каков уровень компетентности судей в рассмотрении указанной категории дел? Эти и другие вопросы анализировались при изучении практики судебного рассмотрения подобных дел в Чите, Иркутске и Новосибирске. Всего их было исследовано более двухсот. Прежде чем говорить о каких-либо выводах, приведем несколько примеров.Водитель В. на личном «Москвиче» решил обогнать два мотоцикла и легковой автомобиль, которые ехали впереди с небольшой скоростью. Он включил сигнал поворота и вышел на встречную полосу, при этом двигаясь с опережением, но не превышая разрешенной скорости. Когда он уже обогнал легковой автомобиль и впереди были только мотоциклы, водитель одного из них, не убедившись в безопасности маневра, подал сигнал левого поворота и по...
Читать далее >>С прискорбием об ИМЗ 8.201 Кросс и не только о нем Поговорите с мотоспортсменами, выступающими на наших кроссовых, на других спортивных мотоциклах. Двух мнений не услышите. Машины ижевского, ковровского, ирбитского и минского заводов и по конструкции и по исполнению совершенно непригодны для спорта. Требуются коренная переделка, большие затраты труда, средств, материалов, чтобы как-то приспособить их к условиям соревнований, да и то на короткий срок. Многие годы спортивная общественность бьет тревогу по этому поводу. Но, наверно, пора уже разобраться во всем, детально дать оценку той продукции, которую получают молодые спортсмены, и ответить на вопрос, может ли такое продолжаться дальше. Попытаемся сделать это на примере ирбитской кроссовой машины, предназначенной для очень любимых у нас соревнований на мотоциклах с колясками. Итак, ИМЗ-8.201 «Кросс». Готовя эту публикацию, мы беседовали со многими спортсменами, механиками, тренерами и отметили совпадение критически...
Читать далее >>Причина в сцеплении «На моем мотоцикле «ИЖ-Юпитер» что-то непонятное происходит с переключением передач. На стоянке, когда мотор не работает, все передачи переключаются совершенно четко. Когда же заведу двигатель — включить или выключить передачу чрезвычайно трудно. В чем дело!» — спрашивает Ю. Гринько из Ирбита.Устранение этого дефекта надо начинать с регулировки привода выключения сцепления. Поскольку у мотоциклов «Юпитер» переключение передач сблокировано с выключением сцепления, то в операции регулировки есть несколько особенностей. Для начала необходимо полностью ввернуть штуцер на левой стороне руля, чтобы полностью освободить трос сцепления. После этого откройте лючок на левой крышке картера (о том, что предварительно надо снять рычаг переключения передач, можно бы и не говорить), ослабьте стопорную гайку регулировки сцепления и, ввертывая или вывертывая регулировочный винт в центре нажимного диска, найдите такое его положен...
Читать далее >>