Если вы предварительно не овладели нехитрым искусством езды на двухколесном велосипеде, процесс обучения вождению мотоцикла окажется для вас сложным и небезопасным делом.
Экипажная (ходовая) часть мотоцикла-одиночки и велосипеда в принципе аналогичны. Более того, благодаря низкому расположению центра тяжести и конструктивному совершенству передней вилки управлять мотоциклом легче, чем велосипедом. Но у мотоцикла — мощный двигатель, муфта сцепления, коробка перемены передач. На управление этими агрегатами водитель на первых порах неизбежно будет затрачивать много внимания. Поэтому прежде всего необходимо овладеть элементарными навыками сохранения равновесия, непринужденного обращения с рулем и неотрывного наблюдения за дорогой.
1.Педаль ножного переключения передач.
2.Вращающаяся рукоятка или манетка опережения зажигания.
3.Кнопка сигнала.
4.Рычаг сцепления.
5.Рычаг декомпрессора.
6.Переключатель света.
7.Рычаг тормоза переднего колеса.
8.Манетка воздушного корректора.
9.Вращающаяся рукоятка дросселя карбюратора.
10.Рычаг ручного переключения передач.
11.Педаль тормоза заднего колеса.
В правилах уличного движения сказано, что «первоначальное обучение езде на мотоциклах... должно производиться только на закрытых площадках». Значит, надо присмотреть такое место, где не движется транспорт, не ходят люди и не играют дети. Для этой цели пригоден любой пустырь, двор, тупик, спортплощадка, если они малолюдны, поверхность их достаточно ровная и плотная, а размеры не очень малы. Чем меньше вокруг будет столбов, тумб, скамеек, заборов и канав, тем лучше.
Приступая к езде, обучающийся должен иметь элементарные знания по устройству мотоцикла.
Для учебных целей целесообразнее применять легкие машины с рабочим объемом двигателя не свыше 175 см3.
Перед каждым занятием следует тщательно проверять техническое состояние мотоцикла.
В летнее время рубашка мотоциклиста должна быть заправлена в брюки, которые завязываются у лодыжек тесемками. Учиться управлять мотоциклом лучше всего в короткой куртке и сапогах. Зимой надо надевать ватную куртку, шапку-ушанку, валенки и обязательно теплые перчатки или рукавицы.
Раньше, чем сесть в седло, очень полезно взять мотоцикл обеими руками за руль и, идя слева от машины, минут 10—15 покатать ее на площадке, поворачивая направо и налево, разворачивая и заставляя двигаться назад.
С самого начала учебы нужно раз и навсегда усвоить основные элементы правильной посадки.
Поставьте мотоцикл на подставку. Сядьте в седло, расположившись на самой широкой его части. Слегка согнутыми руками возьмитесь за руль, немного отведя кисти книзу. Локти при этом не должны быть разведены в стороны. Колени нужно плотно (но не судорожно!) прижимать к баку. Для этого на нем и сделаны резиновые наколенники — нигрипсы.
Очень важным является правильное положение ступней на подножках-валиках. Совершенно недопустимо «вешать» каблук на подножку. В этом случае носок будет свисать вниз и может зацепиться за землю. Это особенно опасно при езде по пересеченной местности. Прямой в пояснице корпус чуть наклонен вперед. Голову надо держать прямо.
Отработав посадку, снимите мотоцикл с подставки. Запустите двигатель и прогрейте его на умеренных оборотах. Правая рука в момент заводки должна лежать не на седле, а на ручке газа.
Садясь на мотоцикл, зажмите рычаг сцепления и сразу отставьте правую ногу на полметра в сторону, слегка наклонив машину вправо. Это даст возможность свободно действовать левой ногой при включении передачи, а зажатый в левой руке рычаг застрахует вас от рывка, если вы нечаянно заденете за педаль перемены передач.
Для того чтобы, сидя на мотоцикле, тронуться с места, надо сделать следующее: рычагом на левой стороне руля полностью выключить муфту сцепления (если она не была выключена раньше); нажав на педаль, включить первую передачу; медленно поворачивая на себя рукоятку газа, увеличить обороты двигателя и одновременно плавно отпустить зажатый в левой руке рычаг сцепления.
Как только машина тронулась с места, надо «сбросить газ», быстро повернув рукоятку от себя, снять левую руку с рычага сцепления и охватить ею ручку руля, поставить ноги на подножки.
Следует помнить, что правая нога при трогании с места должна опираться о землю всегда, а левая — никогда. Не забывайте и о том, что ноги при движении надо ставить на валик упора серединой подошвы, иначе правой ногой можно прижать тормозную педаль. Совершенно недопустимо волочить ноги по земле: это и опасно и некрасиво.
При трогании с места обучающийся обычно неправильно пользуется рычагом при включении муфты сцепления. Необходимо уяснить себе, что особенно плавно надо опускать рычаг в последней четверти его хода, когда машина вот-вот тронется. Если в самый последний момент рычаг бросить, то мотоцикл либо тронется с места рывком, либо двигатель его сразу заглохнет.
Двигаться нужно как можно медленнее, поддерживая минимально устойчивые обороты мотора. Не следует свешивать корпус в сторону. Обучающийся ведет мотоцикл по кругу максимально возможного диаметра в левую сторону.
После четырех-пяти кругов нужно сделать остановку. Для этого следует быстро повернуть рукоятку «газа» от себя и сразу же выключить сцепление; плавно нажимая на педаль тормоза, остановить машину и поставить обе ноги на землю; подцепив снизу носком ноги рычаг переключения передач, передвинуть его осторожным движением вверх, на половину общего возможного хода, то есть поставить на нейтраль. Только после этого можно осторожно отпустить рычаг сцепления. В дальнейшем нейтральное положение коробки передач следует находить до момента полной остановки, то есть на ходу.
Езда на первой передаче с частыми остановками — наиболее важное упражнение во всем комплексе обучения. Выполняя это упражнение, обучающийся овладевает необходимым автоматизмом движения, отрабатывает правильное обращение с рычагом муфты сцепления, приучается пользоваться тормозами, усваивает правильную посадку.
Освоив движение по кругу в левую сторону, надо сменить направление, превращая постепенно круг в вытянутый прямоугольник. После каждого поворота необходимо обязательно остановиться. Только после того, как обучающийся научится свободно выполнять повороты в обе стороны, остановку и трогание с места, можно переходить к более сложным упражнениям — «змейке» и «восьмерке» (см. рисунки).
Оба эти упражнения выполняются на первой передаче.
Для езды «змейкой» хорошо воспользоваться какими-нибудь легкими столбиками, кирпичами или нарисованными на асфальте кружочками. Они должны располагаться по прямой линии на расстоянии полутора—двух метров друг от друга. Огибая их, мотоциклист движется по зигзагообразной линии — «змейке».
Для «восьмерки» надо вычертить два соприкасающихся круга диаметром в пять—шесть метров каждый. В этом случае рычагом сцепления пользоваться не следует. Входя в окружность, надо несколько увеличить обороты двигателя, выходя из нее — уменьшить. Чем меньше восьмерка, тем медленнее должен двигаться мотоцикл. «Вписываться» в «восьмерку» надо попеременно — то вправо, то влево.
После отработки этих упражнений можно начинать движение на второй передаче.
Делается это следующим образом. На первой передаче необходимо развить скорость 15—20 км/час, затем «сбросить газ» и одновременно выключить сцепление. Пока обороты двигателя не упали, быстро поднять носком ноги рычаг перемены передач до упора, то есть на весь возможный его ход. После этого рычаг сцепления плавно отпустить и вновь увеличить обороты двигателя.
Третья передача включается точно так же, с той лишь разницей, что разгон на второй передаче должен быть в пределах 30—35 км/час.
Переход на низшие передачи не вызывает затруднения, если вы предварительно снизите обороты двигателя, действуя и рукояткой «газа» и тормозами, быстро выключите муфту сцепления, нажмете подошвой на рычаг перемены передач до отказа, то есть переведете его а положение второй передачи. Затем рычаг муфты сцепления отпускают и несколько увеличивают обороты двигателя.
Обычно езда на мотоцикле производится только на прямой передаче, а все остальные являются лишь вспомогательными, употребляют их при движении в трудных дорожных условиях.
Надо иметь в виду, что до сдачи экзаменов в ГАИ и получения водительского удостоверения вы еще не водитель, а лишь ученик. Поэтому не выезжайте на улицы и дороги до тех пор, пока вам не вручено удостоверение водителя мотоцикла.
Д. АБЕЗЬЯНИН, преподаватель, спортсмен 1-го разряда.
1960N03P18-19
На мотоциклах и мотороллерах На улицах городов и дорогах страны сейчас нередко встретишь мотоциклы и мотороллеры с указателями поворотов. Эта забота мотолюбителей о безопасности движения вполне понятна: дорожные происшествия чаще всего происходят во время обгона, поворота и разворота, то есть в тех случаях, когда нужно подать сигнал о маневрировании. Наши мотозаводы пока что не оборудуют машины указателями поворотов, поэтому водители мотоциклов и мотороллеров делают это сами. Редакция получила много предложений по установке таких указателей. Одно из них, рекомендованное Научно-исследовательским институтом автомобильного электрооборудования и приборов, публикуется. Рис. 1. Передний указатель поворота на ветровом стекле мотоцикла: 1 — фонарь правого указателя; 2 — переключатель. Пунктиром показано подключение контрольных лампочек к различным типам реле. Мотоцикл или мотороллер должен иметь два передних и два задних указателя. Передние сигналы разм...
Читать далее >>Грузовой из Тулицы Возможности пассажирского мотороллера в перевозке груза до сих пор были весьма ограниченны. Но теперь владельцы «тулиц» могут превратить свои мотороллеры в грузовые, использовав специальный модуль, выпускаемый тульским машиностроительным заводом имени В. М. Рябикова. Модуль — это двухколесная приводная тележка, рама которой жестко соединяется с рамой мотороллера при помощи хомутов и стыковочного узла. С мотороллера для этого снимают капот, заднее колесо, заменяют вторичную цепь более длинной, присоединяют привод тормозов, провода к светосигнальным приборам. В результате этой операции, занимающей около получаса, двухколесный мотороллер становится трехколесным, пригодным для перевозки 225 кг груза, кроме водителя и пассажира. Еще одно достоинство модуля — опрокидывающийся кузов, существенно облегчающий разгрузку сыпучих грузов. Модуль во многом унифицирован с грузовым мотороллером: у него такие же колеса с тормозами, подвеска, ре...
Читать далее >>Что такое абрис, когда абрис нарушается ? Абрис это угол, определяющий положение полюсов ротора генератора относительно башмаков статора в момент размыкания контактов прерывателя.Для надежной работы двигателя всегда желательно подавать на свечу ток максимальной величины. Этот максимум соответствует отклонению ротора от нейтрального положения на 7—9 градусов по ходу вращения в момент разрыва контактов. В зависимости от установки момента размыкания контактов прерывателя абрис может быть ранним, нормальным и поздним. «Установите правильно абрис». Эту фразу часто можно встретить в книгах и наставлениях по эксплуатации мотоциклов. Но не все читатели с этим термином знакомы, и многие просят рассказать на страницах журналов о том, как правильно устанавливать абрис.Мы предоставляем слово инженеру Б. В. Базякину. Он расскажет о том, как это делать на мотоциклах «Ковровец-175» и «Восход». Когда абрис нарушается ?Мотоциклисты должны знать, что искрен...
Читать далее >>Перекрашиваем мотоцикл Каким бы могучим «здоровьем» ни обладал мотоцикл, но если его краска потеряла былой цвет и блеск, потрескалась, облупилась, выглядит он немощным стариком. Естественно, такой вид машины огорчает ее владельца, и он берется за кисть и краску. Между тем нередко эта работа не дает желаемого эффекта, потому что используются либо неподходящие материалы, либо не та технология.Конечно, обновить лакокрасочное покрытие мотоцикла намного проще, чем автомобиля, поскольку обработать надо лишь раму, бак, ящики и крылья, которые, кстати, легко снять с машины, но получить хорошее качество покраски можно, только строго соблюдая определенный порядок операций.О нем рассказывает сегодня инженер из Минска В. ВРУБЕЛЬ.Отечественные мотоциклы и чехословацкие ЯВЫ и ЧЗ, поставляемые в нашу страну, окрашивают на заводах меламидно-алкидными (МЛ), глифталевыми (ГФ) или пентафталевыми (ПФ) эмалями, требующими горячей сушки. Для ремонта же наиболее удобно применять нитроцеллюло...
Читать далее >>Новый генератор на старые машины При капитальном ремонте двигателя тяжелых мотоциклов с 6-вольтовым электрооборудованием или б случаях, когда выходит из строя "родной" генератор Г414, у владельца машины возникает естественное желание применить более совершенный и мощный 12-вольтовый Г424. С ним надежнее работает электро-оборудование, выше световые характеристики приборов, можно использовать широко распространенные автомобильные лампы. Поскольку по посадочному месту эти генераторы невзаимозаменяемы, совет об установке Г424 на двигатель К750М-01, опубликованный в октябрьском номере журнала за прошлый год, вызвал интерес читателей и просьбу рассказать подробнее, как это сделать на мотоциклах других марок и моделей.Предоставляем слово специалисту по ремонту тяжелых мотоциклов инженеру А. СМИРНОВУ, которого редакция познакомила с предложениями читателей на эту тему.Прежде всего должен напомнить, что переделка электрооборудования не ограничивается установкой новог...
Читать далее >>