Коробка передач мотороллера Т-200М — сложный узел. И очень многих наших читателей ставит в тупик вопрос: как правильно разбирать и собирать ее?
Чтобы знать это, недостаточно сведений только о последовательности сборки и инструменте, нужно подробно ознакомиться с коробкой, с работой ее деталей и механизмов. По просьбе редакции рассказывают о коробке Т-200М инженеры В. Камерилов и Л. Боярников.
Приступая к рассказу об устройстве, хочется, чтобы читатели внимательно ознакомились с этой таблицей. В дальнейшем, при сборке, она окажет вам услугу.
Вал | Номер шестерни (по рис. 1) | Число зубьев | Передача |
Первичный | 3 4 5 6 | 9 14 17 20 | I II III IV |
Вторичный | 10 11 12 13 | 18 21 23 27 | IV III II I |
Коробка передач состоит из двух валов, четырех пар шестерен и механизма переключения шестерен.
Рис. 1. Внутреннее расположение валов и шестерен в коробке передач
Первичный вал 1 (рис. 1) коробки передач опирается на два шариковых подшипника 2 и 7, запрессованных в отверстия левой и правой половин картера. Он имеет сквозное отверстие, через которое проходят штоки механизма сцепления. За одно целое с валом выполнена шестерня 3 первой передачи. На первичном валу свободно вращаются шестерня 4 второй передачи и шестерня 6 четвертой передачи. Эти передачи включаются при помощи подвижной шестерни 5 третьей передачи, которая перемещается на шлицах первичного вала.
Вторичный вал 9 коробки передач установлен на роликовом 14 и шариковом 8 подшипниках, запрессованных в отверстиях картера. На вторичном валу свободно вращаются шестерня 13 первой передачи и шестерня 11 третьей. Шестерня 10 четвертой передачи неподвижна. Она закреплена на валу при помощи прессовой посадки.
Шестерня 12 второй передачи, перемещаясь на шлицах вала, включает попеременно первую и третью передачи.
Передачи включаются в такой последовательности.
Нейтральная передача, при которой вторичный вал не вращается, будет включенной в том случае, когда шестерни 5 и 12 находятся в среднем положении и их кулачки не входят в зацепление с кулачками соседних шестерен. При включенном механизме сцепления вращение первичного вала коробки передач через шестерню 3 передается на шестерню 13.
Рис. 2. Схема переключения передач: а — первая, б — вторая; в — третья; г — четвертая
Первая передача включается в тот момент, когда кулачки шестерни 12 при ее перемещении влево по шлицам вторичного вала войдут в зацепление с кулачками шестерни 13. При этом шестерня 5 находится в нейтральном положении (рис. 2,а).
Вторую передачу (см. рис. 2,б) получают, передвигая подвижную шестерню 5 (см. рис. 1) влево по шлицам первичного вала. Ее кулачки входят в зацепление с кулачками шестерни 4, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней 12, причем последняя при этом отходит в среднее (нейтральное) положение. В этом случае усилие с первичного вала на вторичный будет передаваться через шестерни 4 и 12.
Третья передача будет включена после перемещения шестерни 12 вторичного вала вправо, когда ее кулачки войдут в зацепление с кулачками шестерни 11. Одновременно шестерня 5 отводится в нейтральное положение. Вращение передается через шестерни 5 и 11 (см. рис. 2, в).
При перемещении шестерни 5 вправо до зацепления с кулачками шестерни 6 включится четвертая передача (см. рис. 2, г). Тем самым вращение с первичного вала на вторичный передается через пару шестерен 6 и 10. Подвижная шестерня 12 вторичного вала находится в это время в нейтральном положении.
Рис. 3. Механизм переключения передач
Все эти переключения осуществляются при помощи специального механизма (рис. 3). Включение происходит последовательно при нажатии на заднее плечо двухплечего рычага переключения. Рычаг поворачивается вокруг своей оси и увлекает за собой тягу, которая поворачивает валик переключения 1.
На валике 1 на шлицах установлен кривошип 3 с собачкой 4, имеющей два выступа. На нем же свободно посажен зубчатый сектор 7 с храповиком, соединенный с барабаном переключения 9, и возвратная пружина 6. Барабан переключения имеет на своей поверхности два фигурных паза. На него надеты вилки переключения 10 и 11, входящие в кольцевые проточки подвижных шестерен первичного и вторичного валов.
Таким образом, при повороте валика движение передается на кривошип с собачкой. Один из выступов собачки входит в соответствующую впадину храповика сектора, который поворачивает барабан переключения. Барабан, в свою очередь, заставляет передвигаться в осевом направлении вилки переключения, которые включают или выключают подвижные шестерни на валах.
Чтобы удержать барабан переключения в каком-либо определенном положении, служит фиксирующее устройство. Оно состоит из фиксирующего диска 12, фиксатора 13 с роликом и пружины 2, прижимающей фиксатор к диску.
При сборке коробки передач потребуются выколотка из мягкого цветного металла или дерева для запрессовки подшипников и первичного вала и отвертка для проверки вращения шестерен и затяжки винтов, стягивающих половины картера.
В момент сборки шестерни и механизм переключения должны быть расположены так, как при включенной четвертой передаче.
Сначала нужно запрессовать в картере подшипники и опорные втулки. Только после этого можно приступить непосредственно к сборке самой коробки.
В левую половину картера, в шарикоподшипник 2 (см. рис. 1) легкими ударами выколотки вставляют первичный вал в сборе с шестерней 4. Одновременно следует вложить шестерню 13 первой передачи вторичного вала в картер, введя ее в зацепление с шестерней 3.
Затем нужно собрать барабан переключения передач 9 (см. рис. 3) с вилками переключения 11 и 10 и фиксирующим диском 12. В вилку 11 переключения второй и четвертой передач вставить проточкой шестерню 5 (см. рис. 1), а в вилку 10 (см. рис. 3) переключения первой и третьей передач — шестерню
12(см. рис.1).
После этого барабан переключения вместе с шестернями нужно вставить в опорную втулку левой половины картера и одновременно пропустить через шестерню 5 первичный вал.
Далее вставляют вторичный вал в сборе, пропускают его через шестерни
13и 12 в роликоподшипник вторичного вала. Наконец, на первичный вал надевают шестерню 6.
После проделанной работы, вращая вторичный вал отверткой, вставленной в торцовый паз, проверяют работу шестерен. Они должны вращаться без заеданий.
Прежде чем установить валик 1 переключения передач (см. рис. 3), необходимо сделать следующее: надеть на валик переключения кривошип 3 в сборе с собачкой 4, пружину 2 возврата валика, ролик фиксатора 13 диска переключения передач.
Теперь, вставляя валик в левую половину картера, необходимо обратить внимание на то, чтобы ролик фиксатора вошел во впадину диска барабана переключения при таком положении, когда вилка 11 введет в зацепление шестерню 5 (см. рис. 1) торцевыми кулачками с шестерней 6.
Пружину 2 возврата валика (см. рис. 3) нужно завести одним концом в проточку картера, а второй конец упереть в рычажок ролика фиксатора 13.
Далее надеваем на валик 1 сектор и смотрим, чтобы первый правый зуб сектора вошел в зацепление с шестерней барабана переключения. Только теперь надеваем на сектор переключения пружину возврата собачки и разводим концы пружины для соединения с пальцем, на котором сидит собачка.
До соединения левой половины картера с правой необходимо положить между ними прокладку, пропитанную в бакелитовом лаке или автоле, а на барабан переключения и вал переключения надеть опорные шайбы 8 и 5.
Картер соединяют легким постукиванием по правой его половине. При этом следует обратить внимание на то, чтобы фиксатор собачки прошел между концами пружины возврата и зафиксировал ее. Под стягивающие винты необходимо положить шайбы и равномерно затянуть их отверткой.
В. КАМЕРИЛОВ, Л. БОЯРНИКОВ, инженеры
1965N12P24-25
Для гоночных мотоциклов Карбюраторы К-93 и К-95, устанавливаемые на наших гоночных мотоциклах, вызывают много справедливых нареканий. Главный недостаток их — большое внутреннее сопротивление протоку бензина, что отрицательно сказывается на приемистости двигателя. Регулировка этих карбюраторов очень сложна, и подчас даже опытные гонщики не в состоянии производить ее самостоятельно. Все эти недостатки устранены в новом карбюраторе К-99, спроектированном ленинградским филиалом НАМИ по топливной аппаратуре. При разработке карбюратора была поставлена задача добиться хорошей приемистости с помощью диффузора, рассчитанного на максимальную мощность двигателя. С этой целью воздушный тракт карбюратора освобожден от дозирующей иглы и воздушного корректора, т. е. от деталей, которые тормозят воздушный поток и ухудшают тем самым наполнение цилиндра при открытом дросселе. Для получения хорошей приемистости двигателя и устойчивой его работы на всех режимах топливные каналы карбюратора вы...
Читать далее >>Однодисковые и двухдисковые тормоза «Я много раз читал о дисковых тормозах автомобилей. А применяются ли подобные конструкции на мотоциклах? На каких именно?» Этот вопрос задал нам читатель В. Бахрудоев. Ответить мы попросили инженера Б. НЕФЕДОВА. У современных мотоциклов с увеличением мощности двигателей, улучшением их динамических качеств и ростом максимальных скоростей все большая ответственность ложится на тормоза. От эффективности их действия во многом зависит, как быстро сможет остановить мотоциклист мчащуюся тяжелую машину. удастся ли ему обеспечить безопасность движения Традиционные барабанные тормоза, которыми в недалеком прошлом оснащались почти все мотоциклы, уже не всегда отвечают нынешним требованиям. Сейчас в связи с ростом интенсивности движения усложнилась обстановка на дорогах, тормозить приходится чаще, а при повторном действии барабанные тормоза быстро нагреваются и начинают при этом терять эффективность. Дисковый тормоз свободен от такого недостатка &...
Читать далее >>В определении неисправностей системы зажигания большую помощь могут оказать простейшие устройства, описанные ниже. Все они очень просты в изготовлении и доступны любому желающему. На рисунке 1,а показана схема одного из вариантов индикатора исправности контактного прерывателя. Когда контакты разомкнуты, ток через катушку зажигания не протекает-индикатор обесточен. После замыкания контактов падение напряжения на первичной обмотке увеличивается до напряжения бортовой сети, поэтому светодиод HL1 загорается. Если движок работает, светодиод вспыхивает при каждом замыкании контактов прерывателя, причём на малых оборотах коленвала отдельные вспышки различимы на глаз. Желаемую яркость свечения изменяют, подбирая резистор (меньше сопротивление-ярче свет, и наоборот). Для защиты светодиода от выхода из строя из-за импульсов обратного напряжения можно согласно...
Читать далее >>Улучшены параметры двигателя и трансмиссии, повышена экономичность, обновлен внешний вид мотоцикла Во втором квартале объединение «Ижмаш» переходит к массовому производству мотоциклов «ИЖ-Планета—5», первая партия которых была изготовлена в конце прошлого года. Изменения, внесенные в конструкцию по сравнению с «Планетой—4», прежде всего имели целью удовлетворить запросы сельских мотоциклистов — основных потребителей мототехники. Улучшены параметры двигателя и трансмиссии, повышена экономичность, обновлен внешний вид мотоцикла.Цилиндр двигателя и его головка — новой конструкции. Это позволило снизить расход топлива примерно на 10%: у «Планеты— 5» он равен 5,0 л/100 км при скорости 90 км/ч, в варианте с боковым прицепом «ИЖ-Планета—5К»> — 7,0 л/100 км при 60 км/ч (соответствующие показатели для «Планеты— 4» — 5,5 и 7,2 л/100 км). В то же время н...
Читать далее >>На всех ижевских мотоциклах — одноцилиндровых «планетах» и двухцилиндровых «юпитерах» стоят коробки передач одинакового устройства, но различающиеся механизмом переключения и передаточными числами.На выпускаемых ныне моделях ИЖ-П3, ИЖ-ПС, ИЖ-Ю4 используют унифицированные шестерни (см. таблицу), которые можно установить и на прежние модели — ИЖ—49. ИЖ—56, ИЖ-П, ИЖ-П2, но только вместе с первичным валом, барабанами сцепления и вилками переключения от ИЖ-П3.В процессе эксплуатации неисправности в коробке возникают чаще всего от перегрузок, грубого, силового переключения передач, несвоевременной замены масла. Нередки случаи повреждения деталей после домашнего ремонта коробки, когда допускают ошибки при ее сборке и регулировке. Рассмотрим наиболее частые неисправности.Не включаются вторая и третья передачи (первая и четвертая включаются). На «планетах» этот дефект появляется из-за ослабления винтов, крепящих упор механизма пе...
Читать далее >>