Неисправности тяжелых мотоциклов Ирбитского и Киевского заводов (М-72, М-72М, М-72Н, М-61, М-62 и К-750) и способы их устранения

Тем, кто ездит на тяжелых мотоциклах

 


Отечественные тяжелые мотоциклы дорожного типа пользуются доброй славой у потребителей благодаря своей надежности, высокой мощности двигателя, хорошей проходимости.

И все-таки мотоциклистам иногда приходится сталкиваться с различными неисправностями, возникающими в процессе эксплуатации машин.

Рассмотрим некоторые неисправности тяжелых мотоциклов Ирбитского и Киевского заводов (М-72, М-72М, М-72Н, М-61, М-62 и К-750) и способы их устранения.

 

Неисправности ходовой части

Довольно часто водители жалуются на облом спиц колеса. Это вызывается обычно недостаточным или же, наоборот, чрезмерным натяжением отдельных спиц. Между тем они должны быть натянуты равномерно, что легко определить по звуку при их подтягивании.

При износе втулок задней подвески мотоциклов М-72 и М-61 их надо заменить новыми. Чтобы извлечь старую втулку, следует ввернуть в нее метчик М-27, а затем ударять молотком по штоку. Поспе того как новые втулки запрессованы. их одновременно разворачивают разверткой размером 25 мм.

Передняя вилка должна проворачиваться в головке рамы свободно, без заеданий. Не следует допускать ни люфта передней вилки, ни чрезмерной затяжки гайки стержня рулевой колонки, так как это приводит к порче подшипников (на обойме появляются вмятины).

Неисправность тормозов тяжелых мотоциклов вызывается либо замасливанием тормозных колодок от того, что сальники пропускают масло, либо износом накладок колодок тормоза. Поэтому тормозные барабаны, особенно у заднего колеса, не должны иметь задиров и рисок. Для повышения эффективности тормозов можно сделать запилы ножовкой на накладке колодки, как это показано на рис. 1.

 

Запилы на накладке тормозной колодки

Рис. 1. Запилы на накладке тормозной колодки

 

Неисправности двигателя и силовой передачи

Одной из довольно распространенных неисправностей является прогорание прокладки головки цилиндра вследствие слабой затяжки болтов. Поэтому ни в коем случае не следует затягивать болты на горячем двигателе. Нередко происходит и подгорание выхлопных труб. Причина этого — работа на бедной или богатой рабочей смеси, а также позднее зажигание.

Некоторые водители, стремясь уменьшить шум работы двигателя, отступают от заводской инструкции при регулировке клапанов и уменьшают до минимума зазор между толкателем и клапаном. Делать этого не следует, так как может произойти неплотная посадка клапана в гнездо, что, в свою очередь, ведет к перегреву двигателя и прогоранию клапана.

Многие жалуются на то, что двигатель мотоцикла К-750 сильно перегревается. Действительно, он более форсирован, чем двигатель мотоцикла М-72, и потому требует точного следования заводской инструкции при выборе горючего и масла, а в период обкатки — особо тщательного ухода, причем обкатку следует производить по более легкой трассе.

==

Применение для двигателей М-61 масел высокой вязкости (М1С или МК) недопустимо, так как оно вызывает нарушение работы клапанно-распределительного механизма, что, в конечном счете, влечет за собой выход двигателя из строя.

Обратите внимание на статью ... какое масло лить в двухтактные и четырехтактные двигатели

В которой есть замечание по поводу этого абзаца:

Необходимо отметить, что высказанный автором статьи совет не применять эти масла является ошибочным.

==

Нарушение нормальной работы муфты сцепления происходит из-за неисправности троса или заедания ползуна при выжиме сцепления. В случае возникновения такой неисправности прежде всего нужно проверить систему привода сцепления и, только убедившись в ее исправности, снять коробку передач и посмотреть, не поступает ли масло из картера.

Если фетровый сальник маховика пропускает масло, то сальник необходимо заменить или в крайнем случае подложить под него прокладку из проволоки толщиной 3 мм. Эта операция производится при помощи съемника (рис. 2), который необходим также для ряда других работ. Нужно следить за тем, чтобы закерновка наружного диска в шлицы винтов была произведена тщательно.

 

Универсальный съемник с набором приспособлений (слева направо): для снятия корпуса заднего подшипника, маховика, шестерен, сборки и разборки сцепления, выпрессовки коленчатого вала

Рис. 2. Универсальный съемник с набором приспособлений (слева направо): для снятия корпуса заднего подшипника, маховика, шестерен, сборки и разборки сцепления, выпрессовки коленчатого вала.

 

Бывает, что при выжиме сцепления появляется резкий металлический звук. Это объясняется выработкой отверстий промежуточного диска сцепления и не влечет за собой серьезных последствий.

Самопроизвольное выключение передачи свидетельствует о неисправности механизма ножного переключения коробки передач. Его можно отрегулировать с помощью винтов. Если же самопроизвольное включение происходит и при ручном выключении, то придется разбирать коробку и заменять вышедшие из строя детали (чаще всего кулачки и муфту). В тех случаях, когда снимают коробку передач на ирбитских мотоциклах выпуска 1957—1960 гг., имеет смысл заменить сапун на сапунную трубку, подняв ее на 30 мм.

Если при нажатии на рычаг ножного переключения не переключаются передачи, то, по всей вероятности, обломался зуб храповика; следует повернуть храповиковую муфту на 180 градусов. Если же после этого педаль не будет возвращаться в прежнее положение, значит, сломана возвратная пружина. Следует помнить, что втулка рычага ножного переключения изнашивается после 12—15 тысяч километров пробега. Надо также иметь в виду, что на мотоциклах последних выпусков Ирбитского завода (М-61 и М-62) установлены коробки с мелкошлицевым включением передач. Их детали отличаются от деталей прежних коробок и не подходят к ним.

При езде по асфальту можно использовать накат мотоцикла с помощью нейтральной передачи, расположенной между третьей и четвертой передачами. Для этого между ними нужно сделать углубление, как показано на рис. 3.

 

Углубление между канавками III и IV передач

Рис. 3. Углубление между канавками III и IV передач

 

В тех случаях, когда обнаруживается течь воротникового сальника, его повертывают на 180 градусов, укоротив спиральную пружину и пробив отверстие для стекания масла.

Опыт показывает, что жесткий шарнир кардана целесообразнее смазывать нигролом (через масленку), а не солидолом.

 

Неисправности электрооборудования

Основным источником электроэнергии является генератор. Неисправности в его работе могут возникнуть из-за того, что износились щетки или отпаялись их провода, либо концы проводов обмоток якоря отпаялись от пластин коллектора. В первом случае достаточно заменить щетки или припаять концы проводов, во втором — генератор придется разобрать. Отремонтированный генератор следует проверить, как показано на рис. 4.

 

Способ проверки генератора

Рис. 4. Способ проверки генератора

 

Бывает, что подвижное основание прерывателя при повороте в положение «рано» не возвращается назад под действием возвратной пружины. Для устранения этой неисправности прерыватель-распределитель следует разобрать и зачистить место заедания подвижного основания, а затем слегка смазать.

Реле-регулятор типа РР-31 зарекомендовал себя как очень надежный прибор, поэтому обычно нет необходимости вскрывать его. Когда же неисправность работы электрооборудования связана с реле, достаточно зачистить контакты реле обратного тока и регулятора. Если аккумулятор «кипит», то при помощи регулировочной гайки уменьшают натяжение пружины реле-регулятора, если же зарядный ток недостаточен и не обеспечивает все потребители (фары, габаритные фонари, сигнал и т. д.), то пружину следует подтянуть.

 

Прочие неисправности

Уход за системой управления мотоцикла сводится к периодической смазке тросов управления жидким маслом. Иногда в пути трос (чаще всего трос сцепления) обрывается. На этот случай хорошо иметь в запасе зажим такого типа, как в замке зажигания, который позволяет соединить трос в месте разрыва. На худой конец, можно использовать для этой цели зажимную клемму от заднего фонаря коляски.

 

Дополнительный сетчатый фильтр на бензокранике

Рис. 5. Дополнительный сетчатый фильтр на бензокранике

 

Для лучшей фильтрации бензина имеет смысл установить на бензокранике дополнительный сетчатый фильтр, показанный на рис. 5.

Мы остановились лишь на некоторых, большей частью не отмеченных в инструкции неисправностях. Для тех водителей тяжелых машин, которые более подробно интересуются этими вопросами, мы рекомендуем книгу М. Гинцбурга и С. Павлова «Эксплуатация и ремонт мотоциклов» (М. Машгиз, 1956) и книгу А. Позднякова «Мотоцикл К-750» (Киев, Машгиз, 1961).

Г. ЖЕМОЧКИН, механик.





1962N09P22-23

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Контроль теплового режима двигателя мотоцикла

Приспособления для замера   Редакция получает от владельцев мотоциклов много писем с вопросами о контроле теплового режима двигателя. В частности. В. В. Кириллов (Ижевск) интересуется, какое значение имеет прогрев двигателя после пуска зимой, надо ли утеплять цилиндры, как проконтролировать температуру головки, что считать нормальным тепловым режимом цилиндра. На эти вопросы отвечает инженер А. Силкин. Тепловой режим работы двигателя имеет большое практическое значение, особенно в холодное время. Известно, что пуск и работа двигателя при низкой температуре повышают износ цилиндра и подшипников из-за увеличения силы трения и в результате коррозийного воздействия продуктов сгорания. При температуре цилиндра ниже 65° на его стенках конденсируются кислоты (они образуются от взаимодействия продуктов сгорания с парами воды), вытравливающие рабочую поверхность цилиндра. Таким образом, если двигатель какое-то время работает при температуре цилиндра менее 65°, повышенный износ неи...

Читать далее >>

Обслуживание генератора Г424 и реле-регулятора РР330 на тяжелых мотоцилах

Неразлучная пара Ныне на тяжелых мотоциклах киевского и ирбитского заводов применяется 12-вольтовый комплект электропитания, состоящий из трех узлов — аккумуляторной батареи 6МТС-9 (или двух последовательно соединенных ЗМТ-6), генератора Г424 и реле-регулятора РР330. Благодаря ему значительно улучшились светотехнические характеристики машин и, кроме того, как показывает пятилетний опыт их эксплуатации в разных районах страны, повысились такие важные качества, как надежность и долговечность.Однако некоторые письма, приходящие в редакцию и на заводы, говорят о том, что не все владельцы «днепров» и «уралов» правильно обслуживают генератор и реле-регулятор. Причина тому — недостаточное знание их устройства и взаимодействия. Инструкции по эксплуатации мотоциклов эти вопросы освещают довольно сжато, поэтому рассмотрим их подробнее.Генератор Г424 (конструкция его была описана в январском номере «За рулем» за 1975 год) — трехфазная син...

Читать далее >>

Новинки. Днепр 16, ИЖ Планета 4, Восход 3м, ММВЗ 3.112.1, Рига 13, ВНИИ 7.202

Новинки   Мотоцикл в нашей стране традиционно популярен. Свыше 13 миллионов двух- и трехколесных машин находятся в распоряжении индивидуальных владельцев. Интенсивное развитие автомобилестроения в годы девятой и десятой пятилеток в значительной мере способствовало тому, что определенная часть мотоциклистов пересела на легковую машину — это особенно заметно в крупных городах. Однако в небольших городах и, конечно, на селе мотоцикл сохраняет приоритет. Поэтому в десятой пятилетке выпуск и продажа населению мотоциклов, мотороллеров, мопедов продолжали расти. Производство их увеличилось с 1763 тысяч в 1975 году до 2058 тысяч в 1980-м, то есть на 11%. Тенденция дальнейшего количественного роста сохранится и в одиннадцатой пятилетке. В ходе ее намечено выпустить 9 418 тысяч мотоциклов и мопедов, в том числе мотоциклов класса с боковым прицепом — 2 504 тысячи, одиночек среднего и легкого классов — 2 844 тысячи, мопедов и мотовелосипедов — 3570 тысяч, мотороллеров...

Читать далее >>

Тула. 5.951 - Тульский вездеход. Взгляд потребителей и конструкторов

Тульский вездеход    О разработке специального мотоцикла повышенной проходимости ТМЗ—5.951 «Тула» читатели уже могли узнать из журнала (1985, № 7 и 11). Сделав пробную партию машин для накопления опыта эксплуатации, тульский машиностроительный завод имени В. М. Рябикова приступил теперь к их серийному выпуску. В нынешнем году намечено сделать пять тысяч мотоциклов. Мы хотим ознакомить с этой моделью, принципиально новой и по конструкции и по методу подготовки к производству, тоже не совсем обычным способом, предоставив слово конструктору — одному из ее создателей, потребителям и сопроводив все редакционным комментарием. ВЗГЛЯД КОНСТРУКТОРА Завод имени В. М. Рябикова многие годы выпускал мотороллеры. Хороший спрос на грузовую модель «Муравей» лишний раз доказал, что сегодня ключи к устойчивому сбыту нашей мотоциклетной техники — в руках сельских покупателей. Это побудило заняться разработкой машины, предназначенной прежде всего для езд...

Читать далее >>

Новый воздушный фильтр с бумажным элементом для Днепра

Новый фильтр для Днепра   Известно, что, чем чище воздух, поступающий в двигатель, тем меньше страдают от абразивного износа детали цилиндро-поршневой группы. Для очистки воздуха от пыли в тяжелых мотоциклах — «Днепре» и «Урале» до конца прошлого года применялись фильтры инерционно-масляного типа, в корпусе которых имеются масляная ванна и фильтрующий элемент в виде набивки из синтетических волокон. Такие фильтры обладают сравнительно низкой эффективностью очистки воздуха, требуют частого обслуживания, в первую очередь доливки и смены масла, а также промывания набивки.Более эффективны фильтры сухого типа, в которых фильтрующим элементом служит специальная пористая бумага или нетканый материал. Они обладают высокой эффективностью очистки (99,3—99,9%) и меньше нуждаются в обслуживании. На киевском мотоциклетном заводе разработан и прошел всесторонние испытания новый воздушный фильтр с бумажным элементом, который с конца прошлого года устанавливает...

Читать далее >>
Мотоцикл Moto Guzzi Quota 1100 FS 2000 фото Мотоцикл Suzuki TS 400 Hustler 1976 фото Мотоцикл KTM 990 Supermoto 2009 фото Мотоцикл Kawasaki ZL 250LX Eliminator 1986 фото
Мотоцикл Indian Scout 2017 фото Мотоцикл Yamaha YZF-R1 2012 фото Мотоцикл Mission Mission One Concept 2009 фото Мотоцикл GASGAS EC 300 NAMBOTIN 2010 фото