Безопасность. Анализ 150 мотоциклетных аварий ( мотоаварий )

Закономерности случайной гибели

Что показал анализ 150 мотоциклетных аварий в одной из областей

Мотоциклы, мотороллеры, мопеды — самые массовые транспортные машины личного пользования, особенно в сельской местности. Сейчас в стране их свыше десяти миллионов, а в ближайшие годы будет много больше. Таким образом, двухколесные машины стали существенной, притом весьма своеобразной частью транспортного потока и ощутимо влияют на безопасность движения.

Мотоциклисты чаще других водителей оказываются участниками дорожных происшествий, и последствия для них, как правило, более тяжкие, чем для автомобилистов. Что это — случайность или закономерность? Мы попытались найти ответ на этот вопрос, проанализировав 150 самых тяжелых мототранспортных происшествий на дорогах Брестской области, закончившихся гибелью водителей или пассажиров. Оговоримся сразу: мы не будем касаться здесь тонкостей водительского мастерства, а рассмотрим общую картину.

Что прежде всего бросается в глаза: многие мотоциклисты склонны переоценивать свои возможности. Слов нет, по сравнению с автомобилем мотоцикл более маневренная, универсальная в отношении дорог машина. Она легка, приемиста. Стартуя с перекрестка при включении зеленого сигнала, мотоцикл в момент вырывается вперед, обгоняя всех. Это, наверное, приятно, но... Мне кажется, что, обольщаясь этими преимуществами, мотоциклисты начисто забывают о минусах, неизбежных у двухколесных экипажей. А их немало. Прежде всего — меньшая, чем у автомобиля, -устойчивость. Занос на скользкой дороге для мотоциклиста зачастую заканчивается опрокидыванием. Наезд на какой-нибудь предмет, скажем на камень, не опасный для автомобиля, приводит к такому же результату. У мотоцикла длиннее тормозной путь. На большой скорости тормозить «намертво» нельзя — неизбежно падение, которое может оказаться гибельным.

Да, мотоцикл может змейкой проскользнуть между препятствиями, пройти поворот такой крутизны, что автомобиль в него на той же скорости и не впишется. И тем не менее наш анализ мототранспортных происшествий показал, что непосредственными причинами почти 40 процентов катастроф были столкновения с другими транспортными средствами, а еще около 30 процентов составили удары о неподвижные предметы. Итак, в 70 случаях из 100 избежать столкновения водители не смогли. Вот вам и высокая маневренность! Когда дошло до беды, ни увернуться, ни объехать препятствие, ни затормозить не удалось.

Не подумайте, что за рулем были неумелые новички. Правда, двухколесные машины — транспорт молодых. Это подтверждается и нашей скорбной статистикой. Свыше половины пострадавших составили люди в возрасте от 17 до 30 лет, а почти трети погибших шел четвертый десяток. Но в большинстве своем они были опытными водителями, мужчинами в расцвете сил. Страдали они одним — и это наш второй вывод — отсутствием дисциплины, самоконтроля. Конечно, в какой-то части этих трагически закончившихся столкновений, наездов и падений не обошлось без чрезвычайного стечения обстоятельств, но главное не в этом. Более 80 погибших в момент катастрофы были пьяны. Дорогой же ценой пришлось расплачиваться за рюмку, выпитую перед поездкой!

Правила движения строжайше запрещают садиться за руль даже при малейшем алкогольном опьянении. Скончавшиеся наверняка знали это, понимали справедливость такого требования и все. же пренебрегли им. Они наверняка слышали, и не раз, что у нетрезвого водителя резко замедляется реакция, притупляется внимательность, теряется способность критически относиться к своим действиям, что влечет за собой ошибки в оценке дорожной обстановки и неправильные решения в острой ситуации, но решили, видимо, что им все по плечу. А к чему это привело? В 150 исследованных нами дорожных происшествиях пьяные водители 37 раз сталкивались с другими транспортными средствами, 46 с неподвижными препятствиями и 34 раза падали с машины. Для уязвимого со всех сторон мотоциклиста такое происшествие часто становится последним.

Правила категорически запрещают перевозить на мотоциклах нетрезвых пассажиров, а из числа погибших 6 процентов составляли захмелевшие седоки.

Наконец, половина происшествий с мотоциклистами в нашей области случилась к исходу дня и в вечерние часы, то есть тогда, когда недисциплинированный водитель дает себе поблажку и нарушает антиалкогольный режим.

Итак, из всего сказанного ясно: судьба мотоциклиста зависит от его дисциплинированности и сознательности. Двухколесные машины находятся в распоряжении индивидуальных владельцев. Ни техническое состояние мотоцикла, мотороллера, мопеда, ни состояние самого водителя перед выездом тут никем не контролируется. Все зависит от его здравого смысла. Поэтому хочется еще раз обратиться к мотоциклистам с советом: не будьте легкомысленны, и вы многие годы проездите без неприятностей. Вспомните о могилах, где похоронены мотоциклисты. не собиравшиеся становиться покойниками. Просто они однажды несерьезно отнеслись к вещам, с которыми не шутят.

В. РАИХМАН,
заведующий отделением
судебномедицинской экспертизы

Брестская область
г. Кобрин


1972N07P25

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Мотороллер Тулица. Испытания

Из Тулы в Тулу - 7200 км Кольцевой маршрут протяженностью 7 200 километров прошла группа испытателей тульского машиностроительного завода на серийных мотороллерах «Тулица». На заключительном тысячекилометровом этапе к ней присоединился наш корреспондент О. ЯРЕМЕНКО. Его впечатления о новых тульский машинах мы предлагаем читателям. На всем маршруте колонна мотороллеров выдерживала высокую среднюю скорость. Двадцать лет назад я сменил мотоцикл на автомобиль. Тогда мне доводилось ездить на двух- и трехколесных машинах разных марок — от слабенького трофейного веломотоцикла (названия «мопед» еще не было) до мощного «Харлея», неплохо знал «ковровцы», ИЖи, ЯВЫ. Так что мне хорошо знакомы ощущения мотоциклистов. А сейчас я удобно, как на стуле, сижу на мотороллере «Тулица» и двигаюсь в сторону Москвы со скоростью 22 м/с: стрелка спидометра, чуть колеблясь, прикрывает цифру «80». Машина катится мягко &m...

Читать далее >>

12 вольтовое электрооборудование

Чем вызвано введение 12-вольтовой системы В 1975 году киевский и ирбитский мотоциклетные заводы начали выпускать модернизированные машины Днепр МТ10 и Урал М—67 с 12-вольтовой системой электрооборудования. Она пришла на смену применявшейся много лет 6-вольтовой, достаточно хорошо знакомой мотолюбителям. Естественно поэтому появление в редакционной почте вопросов о новых приборах и агрегатах, которые устанавливаются ныне на тяжелых мотоциклах. По нашей просьбе на некоторые из них отвечает начальник сектора электрооборудования киевского мотоциклетного завода В. Е. НЕУМЫВАКО.Чем вызвано введение 12-вольтовой системы электрооборудования на мотоциклах Днепр и Урал?Вступление в силу нового стандарта (ГОСТ 3940—71) на автотракторное электрооборудование, учитывающего современные требования по надежности и безопасности транспортных средств, поставило перед конструкторами тяжелых мотоциклов новые задачи. Следовало, в частности, существенно увеличить световой поток фары, улучшить...

Читать далее >>

Почему стучит двигатель

Посторонние звуки в моторе Исправная работа мотоциклетного двигателя всегда сопровождается ровным шумом, тон которого меняется в зависимости от оборотов и нагрузки. Когда же появляются посторонние звуки, они, как фальшивые ноты в оркестре, режут ухо и вызывают беспокойство. Водитель понимает: в двигателе что-то неладно, но что именно не всегда может правильно определить. Как же распознать причину, вызвавшую лишний звук, и как ее устранить? Попытаемся ответить на эти вопросы применительно к тяжелым мотоциклам.Первая и самая распространенная причина — неправильно установленный момент зажигания. Если искра на свече возникает слишком рано, возрастающее давление в цилиндре тормозит движение поршня, стремящегося к ВМТ, ударной волной передает через клапан дополнительные усилия на механизм газораспределения, Резко выбираются зазоры, слышны стуки в двигателе. Они пропадают после правильной установки зажигания.Пугающее дерганье двигателя после выключения зажигания, сопровождающееся г...

Читать далее >>

Юридический. Процессуальные права водителя при расследовании дел по дорожно-транспортным происшествиям. Потерпевший

Процессуальные права водителя при расследовании дел по дорожно-транспортным происшествиям ПотерпевшийПо советскому уголовно-процессуальному законодательству потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный (например, оскорбление, клевета), физический или имущественный вред.По делам о нарушениях Правил дорожного движения и эксплуатации автомототранспорта потерпевшими могут быть водители, пассажиры, пешеходы и другие лица, не входящие ни в одну из этих трех категорий, например кондукторы, контролеры, грузчики. Правда, когда речь идет об имущественном вреде, надо оговориться, что водитель выступает как потерпевший, если он в то же время и владелец транспортного средства. Водитель автомобиля, автобуса, троллейбуса, трамвая, являющихся государственной собственностью или принадлежащих общественной организации, в случае повреждения транспортного средства не может быть признан потерпевшим, так как ущерб причинен не ему, а тому предприятию или организации, которым при...

Читать далее >>

Мотоцикл Восход. Отличия от Ковровца-175В

Новый дорожный мотоцикл   На дорогах появился новый дорожный мотоцикл класса 175 см3, названный «Восходом». Это еще одна модель в ряду «Ковровцев». Чем же она отличается от хорошо знакомого нам К-175В? Даже беглого взгляда достаточно, чтобы отметить более элегантную и солидную внешность. Однако приглядимся пристальней, «разложим все по полочкам». Хорошо, что завод отказался от прежней формы бензобака, которая зрительно утяжеляла машину. Белая горизонтальная полоса у бака «Восхода» гармонически связана с хромированными глушителями и подчеркивает единство компоновки мотоцикла. Бак вмещает 14 литров.Машина снабжена ветровым и грязевыми щитками, зеркалом обратного вида, багажником — тем, чего ждали многие мотолюбители. Мотоцикл окрашен в черный цвет. Надо заметить, что эмали стали более стойкими к воздействию солнца и влаги. А если учесть, что технология окраски и хромирования изменилась в лучшую сторону, то станет ясным — п...

Читать далее >>