Паннония. Особенности эксплуатации и способы устранения неполадок

Особенности эксплуатации и способы устранения неполадок

 

Венгерский мотоцикл «Паннония» можно встретить на многих наших шоссе и дорогах. В своих письмах в редакцию водители просят рассказать об особенностях эксплуатации этого мотоцикла и способах устранения неполадок.

Советы тем, кто ездит на «Паннониях», дает инженер Ю. Торгов.

Топливо и масло. Двигатель мотоцикла «Паннония» имеет степень сжатия 7,2 и рассчитан на применение бензина Б-70, А-72, А-74. Если же использовать бензин А-66, то легко возникает детонация, двигатель теряет мощность, перегревается и быстро изнашивается.

Правильно составленная топливная смесь избавит мотоциклиста от многих неприятностей. На хорошо обкатанном мотоцикле (после 5000 км пробега) при температуре окружающего воздуха до 25 градусов тепла следует соблюдать пропорцию бензина и масла 25: 1. При меньшем пробеге или более высокой температуре содержание масла следует увеличить (20:1).

Из отечественных сортов масел для двигателя подходят АКп-10, АКп-15 и высококачественные авиамасла — МС-14, МК-22.

Для коробки передач летом можно рекомендовать масла МС-14, МС-20, АК-10, зимой — АК3п-10, АКп-10, АС-9,5.

Карбюратор. Не реже, чем через 500 км пробега, а также перед регулировкой следует смазывать сетку воздухоочистителя. Особое внимание надо обращать на механизм обогащения смеси, в частности на резиновый наконечник плунжера. Наконечник должен быть плотно закреплен, не иметь повреждений и не соскакивать. Очень часто трудности в запуске холодного двигателя возникают из-за того, что соскочивший наконечник перекрывает подачу бензина в распылитель. Повреждение наконечника может вызвать переобогащение смеси, так как при переводе рычага опережения зажигания в переднее положение подача бензина не прекращается. При отсутствии запасного заводского наконечника его заменяют самодельным, изготовленным из бензостойкой резины.

Цилиндр и поршневая группа. Уход за цилиндром и поршневой группой мотоцикла «Паннония» сводится к обычному удалению нагара с головки цилиндра, днища канавок поршня и выхлопных окон, но не реже, чем после 4—5 тысяч километров пробега. По мере необходимости следует также очищать ребра цилиндров.

При разборе двигателя следует контролировать износ колец по зазору в замке. Если зазор превышает 0,7—0,75 мм, кольцо желательно заменить новым. Зазор в замке у нового кольца должен быть в пределах 0,25—0,30 мм. При недостаточном зазоре может произойти заклинивание.

Необходимо также контролировать износ верхней части цилиндра. Сделать это можно специальным нутромером, а приближенно с помощью нового поршневого кольца: путем измерения щупами зазора в замке. Для этого кольцо последовательно располагают в верхней, средней и нижней частях цилиндра. При износе в 0,1 мм цилиндр желательно шлифовать. Обычно необходимость в этом появляется после пробега в 20—25 тысяч километров. Замена кольца производится, как правило, через 12—14 тысяч километров пробега.

Ходовая часть. При выборе масла для амортизаторов следует учитывать температуру воздуха. Когда она ниже плюс 5 градусов, в амортизаторы заливают смесь из 50 процентов веретенного и 50 процентов трансформаторного масел — по 0,08 л в каждый. При более высокой температуре хорошие результаты дает применение смеси из 75 см3 масла СУ и 5 см3 керосина. Замену масла в амортизаторах следует производить после пробега 4—5 тысяч километров и во время сезонных профилактических осмотров.

Переднюю вилку «Паннонии» необходимо регулярно и тщательно смазывать, заливая через отверстие по 50—70 см3 масла для двигателя в каждое перо. Для этого вывинчивают стопорные болты, крепящие конец пружины. Смазку вилки рекомендуется производить через 1500 километров пробега, то есть чаще, чем это указано в инструкции.

Подшипники колес промывают и заполняют свежей смазкой после пробега 8—10 тысяч километров (не реже одного раза в сезон). Наиболее подходящей является смазка 1—13С (синтетическая). Смазку 1—13 жировую вследствие ее быстрого высыхания необходимо менять в два раза чаще. Можно использовать летом консталин и другие соответствующие тугоплавкие смазки, но не солидол. Он легко плавится и вытекает из ступиц.

Изношенные подшипники «Паннонии» взаимозаменяемы с отечественными, имеющими соответствующий номер.

При установке отечественных покрышек размером 19 X 3,25 (от мотоцикла ИЖ) мотоцикл «Паннония» приобретает на поворотах и, в особенности, при езде по скользкой дороге большую устойчивость.

Некоторых водителей, особенно невысокого роста, не удовлетворяет посадка на «Паннонии». Им следует подвинуть руль ближе к сиденью, используя соответствующие удлинители; посадка станет гораздо удобнее, а поездка менее утомительной.

Ведущую цепь необходимо регулярно промывать и смазывать консистентной смазкой с добавлением графитного порошка. Это по крайней мере вдвое увеличит срок ее службы.

Электрооборудование. В мотоциклах «Паннония» применяется система электрооборудования как с генератором постоянного, так и с генератором переменного тока. При уходе за первой системой требуется своевременная чистка коллектора, контроль и замена щеток (если их длина стала менее 15 мм), контроль регулятора напряжения, проверка батареи аккумуляторов.

При уходе за второй системой следует лишь осматривать контакты прерывателя и поддерживать необходимую плотность и уровень электролита в аккумуляторной батарее. Подзарядка аккумуляторной батареи производится через селеновый однополупериодный выпрямитель от специальной зарядной обмотки генератора, обеспечивающей силу зарядного тока около 0,7 А.

При питании от генератора без аккумулятора лампы стояночного света горят тускло, а звуковой сигнал и стоп-сигнал не работают. Однако для того чтобы обойтись без аккумулятора, можно использовать напряжение от основных обмоток генератора, питающих лампу большого света. Для этого надо отсоединить селеновый выпрямитель от точки 30/51 на переключателе света (рис. 1) и соединить ее перемычкой с контактом 51, к которому подведен провод от клеммы 51 генератора. При этом необходимо заменить все лампы на двенадцативольтовые (кроме лампы большого света).

 

Схема электрооборудования с генератором переменного тока мотоцикла «Паннония»

Рис. 1. Схема электрооборудования с генератором переменного тока мотоцикла «Паннония»:

1 — фара с лампой большого света, стояночного света и освещения спидометра; 2 — переключатель ближнего (дальнего) света и кнопка звукового сигнала; 3 — генератор; 4 — аккумулятор; 5 — звуковой сигнал; 6 — задний фонарь с лампами освещения номерного знака и стоп-сигнала; 7 - включатель стоп-сигнала.

 

Система зажигания. Для двигателя «Паннонии» подходит свечи PAL-220, PAL-225, а из отечественных — А-7,5У и А-8У. В холодное время года можно употреблять более «горячие»

Искровой зазор свечи должен быть 0,4—0,6 мм. Однако при проворачивании двигателя кик-стартером искра должна пробивать промежуток в 6—8 мм.

Плохое искрообразование чаще всего обусловлено загрязнением контактов прерывателя или плохим качеством конденсатора. При замене конденсатора можно установить любой другой, емкостью в 0,25 мм, с рабочим напряжением не ниже 600 в. Конденсатор при замене удобнее установить в
фаре, подсоединив его выводы к замку зажигания и к "массе".

 

Съемник маховика

Рис. 2. Съемник маховика

 

Установка угла опережения осуществляется поворотом щита генератора (на котором укреплены контакты прерывателя) после ослабления трех винтов, крепящих его к корпусу двигателя. Винты частично закрыты маховиком, поэтому отворачивать их приходится специально заточенной узкой отверткой через окна маховика. В тех случаях, когда сделать это невозможно, снимают маховик с помощью съемника (рис. 2) и вспомогательного стержня диаметром 7—8 мм и длиной 10—15 мм. Предварительно необходимо отвинтить контргайку, закрепленную загнутой шайбой. Перед регулированием угла опережения зажигания следует установить по щупу зазор в 0,4 мм между контактами прерывателя. Начало размыкания прерывателя определяют с помощью зажимаемой между контактами полоски бумаги. В момент размыкания бумажку можно вытянуть с небольшим усилием.

Если применяются бензин Б-70 или А-72, размыкание контактов должно происходить с опережением 3 мм до ВМТ. Это положение обозначено на кривошипе меткой, которую видно через отверстие, закрытое спускной пробкой на картере двигателя. Если же эта метка плохо видна, то можно установить зажигание, определяя положение поршня при снятой головке цилиндра.

 


1963N09P22-23

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Мотоцикл Восток КР1000

1000-кубовый восток     Среди известных новых машин, созданных ВНИИмотопромом в последние годы, особняком стоит мотоцикл с коляской «Восток—КР1000» для кроссов. Он разработан молодым инженером В. Зарубиным, который задался целью сконструировать машину, способную конкурировать в этом виде соревнований с лучшими зарубежными моделями. Международная мотоциклетная федерация с 1976 года ввела для соревновании по кроссу на мотоциклах с коляской новый класс, до 1000 см3, вместо прежнего, до 750 см3. В результате советские спортсмены, которые располагали техникой, базировавшейся на двигателях дорожных машин класса 650 см8, были поставлены в неравные условия, поскольку отечественная промышленность не выпускает мотоциклов с 1000-кубовыми двигателями. ФМС СССР, чтобы стимулировать творчество спортсменов и заводских конструкторов, с 1977 года ввела этот класс во внутрисоюзных соревнованиях. Отдельные спортивные коллективы за последнее время создали интересные конструкци...

Читать далее >>

Как и чем красят мотоциклы

Как и чем окрашивают мотоциклы  О любой двухколесной машине не скажешь, что она слишком заметна на дороге своей окрашенной поверхностью. Да и более солидные трехколесные выделяются из всего движущегося по земле больше формой, чем цветом. И дело, конечно, не в том, что мотоциклы, мотороллеры, мопеды покрывают неброскими красками — просто окрашенных поверхностей у них немного. Рама, крылья, бензобак и еще несколько небольших деталей — вот и все, что красят на заводе. Но ведь красят. Чтобы машина была красивой, не ржавела, долго сохраняла привлекательный вид.Как и чем окрашивают мотоциклы — об этом рассказывает кандидат химических наук В. БАЕНКЕВИЧ.Человеку, впервые наблюдающему за окраской мотоциклетных деталей на современном заводе, вся процедура может показаться большим техническим фокусом. Картина для непосвященного действительно непонятна.Медленно движется конвейер с подвешенными на нем деталями. Вот они входят в окрасочную камеру, и, поравнявшись с роботом, ко...

Читать далее >>

Форсировка двигателя Минск М-106

Форсируем двигатель Каждый год армия мотоспортсменов пополняется новичками. Но не всем желающим и не сразу удается сесть на спортивную машину — их часто не хватает в клубах. Выход между тем есть — переделка дорожных мотоциклов. Так поступают многие. Реконструкция ходовой части обычно не вызывает затруднений. Сложнее с двигателем, в который приходится вносить изменения, требующие определенной квалификации. В помощь молодым спортсменам мы публикуем сегодня материалы о форсировке дорожных моторов для машин — 125 см3. Они рассчитаны не только на мотоциклистов, но и на картингистов. Следует иметь в виду, что ресурс двигателя после переделки уменьшается почти пропорционально степени форсировки.  Девять лошадиных сил!Еще недавно эта мощность для 125-кубового минского мотора М-105 была почти предельной, а ныне ею обладают новые серийные двигатели М-106 устанавливаемые на дорожные мотоциклы. Благодаря значительному увеличению количества и площади ребер на цилиндре и голов...

Читать далее >>

Новый воздушный фильтр с бумажным элементом для Днепра

Новый фильтр для Днепра   Известно, что, чем чище воздух, поступающий в двигатель, тем меньше страдают от абразивного износа детали цилиндро-поршневой группы. Для очистки воздуха от пыли в тяжелых мотоциклах — «Днепре» и «Урале» до конца прошлого года применялись фильтры инерционно-масляного типа, в корпусе которых имеются масляная ванна и фильтрующий элемент в виде набивки из синтетических волокон. Такие фильтры обладают сравнительно низкой эффективностью очистки воздуха, требуют частого обслуживания, в первую очередь доливки и смены масла, а также промывания набивки.Более эффективны фильтры сухого типа, в которых фильтрующим элементом служит специальная пористая бумага или нетканый материал. Они обладают высокой эффективностью очистки (99,3—99,9%) и меньше нуждаются в обслуживании. На киевском мотоциклетном заводе разработан и прошел всесторонние испытания новый воздушный фильтр с бумажным элементом, который с конца прошлого года устанавливает...

Читать далее >>

Ява 250 Триал - Jawa 250 Trial

Триал для всех   Jawa 250 Trial  Конструкция мотоцикла Ява 250 Триал Триал — мотоциклетное соревнование на мастерство вождения по пересеченной местности завоевывает в мире все большую популярность. На конгрессе ФИМ даже обсуждался вопрос сделать триал дисциплиной номер один в международном мотоспортивном календаре и рекомендовать его в программу Олимпийских игр. В массовых соревнованиях по триалу, исключая официальные встречи, проводимые под эгидой ФИМ, используют обычные дорожные мотоциклы. Переделки сводятся к защите двигателя снизу, уменьшению хода вилки и регулировке мотора для достижения максимальной мощности на двух-трех первых передачах (скорость здесь не имеет значения). В то же время ведущие зарубежные мотоциклетные фирмы наладили выпуск специальных машин для триала. Чехословацкий завод ЯВА в Праге тоже приступает к производству таких мотоциклов. В конструкции мотоцикла Jawa 250 Trial учтена специфика, обусловленная трассой соревнований. Шасси обеспечивает мак...

Читать далее >>
Мотоцикл Moto Guzzi V7 III Stone 2017 фото Мотоцикл Yamaha RS 200 1979 фото Мотоцикл Suzuki Boulevard S40 2013 фото Мотоцикл Yamaha X-MAX 125 SPORT 2013 фото
Мотоцикл Yamaha SR 125 1982 фото Мотоцикл Yamaha DT 250 1978 фото Мотоцикл Honda XL 700 V Transalp 2013 фото Мотоцикл Piaggio X9 Evolution 500 ABS 2006 фото