Юридический. Водителю о гражданской ответственности

Водителю о гражданской ответственности

 

 

Все больше и больше людей садятся за руль автомобилей и мотоциклов, которые, как каждому известно, представляют собой источник повышенной опасности. Однако не все еще достаточно четко уловили суть этого понятия и в полной мере представляют ответственность, которую на себя взяли, став владельцем этого «источника». Конечно, о том, что виновника дорожно-транспортного происшествия по уголовному кодексу в зависимости от последствий можно наказать до 15 лет лишения свободы, знают все. Значительно хуже люди знакомы с гражданской ответственностью. Судим об этом по объективному факту: в последние годы граждане обращаются в юридические консультации именно по этим вопросам.

Гражданская ответственность за ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия здоровью или имуществу людей, регулируется Основами гражданского законодательства СССР и союзных республик, а также их Гражданскими кодексами.

Во всех союзных республиках законом предусмотрено, что владелец источника повышенной опасности (а им является лицо, управляющее транспортным средством по праву собственности или по доверенности) независимо от того, признан он виновным в происшествии или нет, должен возместить потерпевшему ущерб. За исключением двух случаев: если вред наступил от действия непреодолимой силы (молния, ураган, обвал и т. д.) или из-за умысла потерпевшего, скажем, бросившегося под автомобиль с целью самоубийства.

Конечно, при решении вопроса о возмещении вреда суд не просто автоматически относит его на счет владельца автомобиля. Учитывают и все другие обстоятельства дела, которые были точно установлены в ходе дознания или следствия. Так, в соответствии со статьей 458 ГК РСФСР (аналогичные нормы действуют и в других союзных республиках), если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то в зависимости от степени его вины размер возмещения может быть уменьшен или в нем вообще может быть отказано. Кроме того, суду дано право сократить размер возмещения в зависимости от имущественного положения владельца источника повышенной опасности.

Теперь поясним, из чего складывает ся «ущерб, причиненный здоровью потерпевшего». В него входят оплата больничного листа, если по месту работы он не оплачивался или оплачивался только частично, а также компенсация за утрату трудоспособности, расходов на санаторно-курортное лечение, дополнительное питание, на уход и протезирование в соответствии с заключением судебно-медицинской экспертизы. В случае гибели человека владелец источника повышенной опасности обязан также возместить все затраты на похороны. Если у погибшего были на содержании дети и другие нетрудоспособные родственники, то им компенсируется та часть заработка кормильца, которая приходилась на их долю.

Что касается «возмещения вреда имуществу», причиненного в результате аварии, его составляют расходы на восстановление самого поврежденного транспортного средства, оплата связанной с этим потери его товарного вида, а также стоимости находившихся в автомобиле вещей, испорченных в результате аварии.

Если в дорожно-транспортном происшествии виновен кто-то один из его участников, то он и возмещает все эти расходы в полном объеме. Не так часто, но бывает, что виновного определить невозможно. В этом случае ущерб рассматривается как единый, и участники возмещают его в равных долях. Например, в результате столкновения пострадали два автомобиля. Ущерб, причиненный первому владельцу, составил 500 рублей, второму — 1000 рублей. Значит, каждому придется возместить половину общей суммы — 750 рублей, то есть первый должен доплатить второму 250 рублей.

Несколько сложнее обстоит дело, когда виновными признают обоих водителей. В этом случае ответственность по возмещению вреда распределяется в зависимости от степени вины каждого из них, которую в процентном отношении определяет суд. Так, если в том примере, который мы только что разобрали, будет признано, что первый участник виновен на 20%, а второй на 80%, то простой расчет показывает: второй обязан возместить первому 200 рублей.

По такому же принципу может распределяться вина и обязанность компенсировать ущерб третьим лицам, пострадавшим при столкновении автомобилей.

Стоит, наверное, напомнить, что и при угоне автомобиля, которым в результате кому-нибудь нанесен ущерб, тоже может наступить гражданская ответственность его владельца. Например, в том случае, если он оставил машину открытой, да еще с ключом в замке зажигания, то есть не выполнил требований Правил о принятии необходимых мер, препятствующих использованию транспортного средства в отсутствие владельца.

И. КОРШАКОВ, кандидат технических наук
Л. СТЕРНИК, адвокат

 

1985N01P17

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

ИЖ Планета 5, 5К ( ИЖ 7.107, 7.108 )

Улучшены параметры двигателя и трансмиссии, повышена экономичность, обновлен внешний вид мотоцикла     Во втором квартале объединение «Ижмаш» переходит к массовому производству мотоциклов «ИЖ-Планета—5», первая партия которых была изготовлена в конце прошлого года. Изменения, внесенные в конструкцию по сравнению с «Планетой—4», прежде всего имели целью удовлетворить запросы сельских мотоциклистов — основных потребителей мототехники. Улучшены параметры двигателя и трансмиссии, повышена экономичность, обновлен внешний вид мотоцикла.Цилиндр двигателя и его головка — новой конструкции. Это позволило снизить расход топлива примерно на 10%: у «Планеты— 5» он равен 5,0 л/100 км при скорости 90 км/ч, в варианте с боковым прицепом «ИЖ-Планета—5К»> — 7,0 л/100 км при 60 км/ч (соответствующие показатели для «Планеты— 4» — 5,5 и 7,2 л/100 км). В то же время н...

Читать далее >>

Двигатель мотоцикла ИЖ Планета Спорт

Двигатель мотоцикла ИЖ ПС Производство мотоциклов с одноцилиндровыми двухтактными двигателями рабочим объемом 300—350 см3 имеет в Ижевске почти сорокалетнюю традицию. Если мы проследим родословную дорожных моделей за минувшие четыре десятилетия, то увидим, что последняя конструкция завода, «ИЖ—Планета-спорт», являясь в известной мере носителем традиций, воплотила в себе немало разработок, впервые испытанных на спортивных машинах марки «ИЖ».Двигатель мотоцикла «ИЖ—Планета-спорт» — короткоходный (диаметр цилиндра — 76 мм, ход поршня — 75 мм, рабочий объем — 340 см3), с трехканальной продувкой и шестеренчатой моторной передачей — сохранил целый ряд важных черт, общих с экспериментальными моторами ИЖ, предназначенными для кроссов и многоборья. В 1961—1967 годах в Ижевске были созданы двигатели для спортивных машин ИЖ—349, ИЖ—65М, ИЖ—10М, которые при рабочем объеме 340 см3 развив...

Читать далее >>

Днепр 12. Испытания

Мотоцикл для любых дорог На «Днепре —12» можно ездить не только по грунтовым дорогам, но и там, где их нет. Привод колеса коляски обеспечивают редуктор и карданный вал, которые обладают достаточным запасом прочности и высокой надежностью. Два года назад киевский мотоциклетный завод порадовал жителей села началом производства мотоциклов повышенной проходимости «Днепр—12» (см. «За рулем», 1977, № 11). Это новое свойство машина приобрела благодаря двум ведущим колесам — заднему и коляски. У нее появился ряд оригинальных узлов, требующих определенных навыков и знаний для грамотной эксплуатации.Чтобы лучше познакомиться с новым мотоциклом и рассказать о нем читателям, летом прошлого года один из нас (А. Соколов, от чьего имени будет вестись первая часть теста) отправился на завод. Пробег предоставленной нам машины был равен всего 4 километрам. Таким образом, редакционные испытания начались с обкатки, и 1000-километровый бе...

Читать далее >>

Двигатель МТ-9

Новый двигатель на старые машины  Более десяти лет назад киевский завод перешел на выпуск мотоциклов семейства «Днепр», отличающегося от предыдущего главным образом силовым агрегатом. Нынешний двигатель, несмотря на меньший рабочий объем (650 см8 вместо 750 см3), обладает большей мощностью и лучшими эксплуатационными качествами. Это достигнуто внедрением ряда современных конструктивных решений. Так, благодаря замене роликовых подшипников в нижних головках шатунов подшипниками скольжения (автомобильными биметаллическими вкладышами) и применению цельного чугунного коленчатого вала увеличен моторесурс кривошипно-шатунного механизма и одновременно упрощен его ремонт. Биметаллические цилиндры (алюминиевая рубашка и чугунная гильза) позволили значительно снизить по сравнению с прежними цельными чугунными теплонапряженность поршневой группы и обеспечить ее работоспособность при длительной езде в тяжелых дорожных условиях.И вполне естественно желание у владельцев мотоцикл...

Читать далее >>

Днепр-11 и Днепр-16. Новинки

Мотоцикл с маркой "Днепр"   Мотоцикл «Днепр—11». Модель «Днепр—16» с приводом на колесо коляски легко отличить от показанного на снимке по раздельным седлам.     Киевский мотоциклетный завод приступил к серийному выпуску новых машин «Днепр—11» и «Днепр—16». Первая заменила дорожную модель «Днепр» МТ10—36, вторая — мотоцикл повышенной проходимости «Днепр—12». При их разработке учтены последние требования стандартов по активной и пассивной безопасности, а также пожелания мотоциклистов. Вначале — о новых узлах, которые являются общими для обеих моделей. Это тормоз колеса коляски, стояночный тормоз, фонари и комбинированные переключатели. Усовершенствования относятся к конструктивным факторам, повышающим безопасность движения. Тормозной путь со скорости 60 км/ч стал на 5 метров короче. Стояночный тормоз с механическим приводом надежно действует...

Читать далее >>