Испытания MZ TS-250/1

Сезон на МЦ ТС-250/1

На МЦ ТС-250/1 чувствуешь себя уверенно в потоке транспорта.

В прошлом году редакция получила от мотозавода в Цшопау (ГДР) для проведения теста новую модель мотоцикла МЦ ТС-250/1. О его конструкции было рассказано в декабрьском номере журнала (1978 г), а сегодня, удовлетворяя интерес мотолюбителей, публикуем заметки об эксплуатационных испытаниях.

На спидометре МЦ — 8000 километров. Пробег небольшой, но и он позволяет оценить основные качества мотоцикла.

Силовой агрегат. Главная новинка в его конструкции — пятиступенчатая коробка передач, атрибут спортивных мотоциклов, перенесенный на дорожную модель. Чем это вызвано, оправдано ли такое решение? Эти вопросы я задавал себе, впервые садясь за руль. К новой коробке передач привыкаешь быстро. Правда, манипулировать рычагом переключения приходится чаще, но неудобства, которые испытываешь лишь вначале, с лихвой окупаются возросшей динамикой мотоцикла. Работу двигателя легче приспособить к меняющимся дорожным условиям и нагрузке, полностью используя его мощность.

С удовольствием отмечаем, что данные, заявленные заводом-изготовителем (см. «За рулем», 1978, № 12), подтвердились испытаниями на моторном стенде. Мощность оказалась равной 19,7 л. c. при 5100 об/мин, а крутящий момент — 2,8 кгс*м при 4900 об/мин. Эти цифры говорят о высокой для дорожного мотоцикла форсировке и узком рабочем диапазоне оборотов максимальной мощности и момента. При такой характеристике мотора пять передач помогают полнее использовать все его возможности.

Мягкая подвеска двигателя сделала вибрации от него почти неощутимыми. Субъективные ощущения были подтверждены стендовыми испытаниями на вибронагруженность: она оказалась ниже, чем у многих моделей известных фирм. Благодаря настроенной выпускной системе с эффективным глушителем двигатель работает очень тихо, с приятным басовитым звуком выхлопа. А шума впуска не слышно вообще: продуманная система забора воздуха из зоны наименьшей запыленности (из-под бака) через несущую трубу рамы в сочетании с большим объемом коробки фильтра полностью глушит этот характерный звук.

По сравнению с безукоризненной работой двигателя на высоких оборотах его поведение на холостом ходу и при пуске мне показалось несколько неустойчивым.

Особо высокой оценки заслуживает расход бензина: даже на максимальной скорости он не превышал 5 л/100 км, а средний эксплуатационный расход оказался равным 3,6 л/100 км. Благодаря большой емкости топливного бака — 17,5 л мотоцикл удобен для дальних поездок: запас хода почти 500 километров.

Ходовая часть. Применение открытой рамы на сравнительно тяжелом мотоцикле вызывало сомнения: достаточна ли ее жесткость при больших нагрузках? Теперь можно дать утвердительный ответ. Даже с пассажиром и грузом машина уверенно проходит повороты на высокой скорости, и попадающаяся иногда «гребенка» — волнистый участок дороги — не уводит его с заданного направления. А то, что на МЦ ТС-250/1 можно ездить с боковым прицепом, еще раз говорит о достаточном запасе прочности.

Немалую роль в поведении мотоцикла на дороге играет работа телескопической вилки и задней подвески. Задние амортизаторы у испытываемого МЦ те же, что и у предыдущей модели, зарекомендовавшей себя с самой лучшей стороны. Передняя же вилка — совершенно новой, прогрессивной конструкции. Большой ход — 185 мм, эффективная работа гидравлики, удачно подобранные характеристики пружин нейтрализуют не только мелкие выбоины на асфальте, но и рытвины грунтовых дорог. Вилка не раз спасала тоненький, кажущийся игрушечным обод переднего колеса. Вообще ее качества схожи с заложенными в вилку кроссового мотоцикла, на которую она похожа и внешне. Но если в кроссовом варианте открытые перья как-то оправданы, то в условиях пыльных проселков для дорожного мотоцикла это недопустимая роскошь, ускоряющая износ труб и сальников, а затем и появление течи масла. Именно это и случилось на испытываемой машине. Думается, резиновые гофрированные кожухи, как это сделано, например, на «ИЖ — Планете-спорт», были бы полезны и МЦ-250.

Легкие колеса с дюралюминиевыми ободами выдержали все испытания, не потеряв ни одной спицы. Некоторые замечания хочется высказать по части тормозов. Они очень эффективны, но, на наш взгляд, к рычагу переднего тормоза приходится прилагать слишком большое усилие. Задний же тормоз, который приводится не тросом, а жесткой тягой, требует очень деликатного управления. Нажмешь чуть сильнее — и заднее колесо блокируется.

Шины подчеркивают область применения нового МЦ. Протекторы на обеих чисто шоссейные, с направляющим рисунком. Передняя шина очень узкая — всего 2,75" и при движении по песку или весеннему проселку, чего многим не избежать, зарывается в грунт. Но, если поменять покрышки на те. что используются на «Восходе» или «Минске», проходимость заметно возрастет.

Трансмиссия. Первичная моторная передача традиционна для МЦ — косозубые шестерни. Сцепление находится непосредственно на коленчатом валу. К достоинствам такой компоновки следует отнести долговечность и надежность, но шумит шестеренчатая передача несколько больше, чем цепная.

Вторичная передача — цепная в полностью герметизированном кожухе. За время испытаний она не требовала подтяжки.

Электрооборудование. В системе использованы приборы, проверенные на предыдущих моделях. Из новинок заслуживают внимания задний фонарь с увеличенной площадью свечения и оригинальные указатели поворота. Одно замечание: переключатель указателей расположен неудобно — в оживленном городском движении иногда приходилось отказываться от него и пользоваться жестами. Далековато расположен и замок зажигания, находящийся на фаре.

Из дополнительного оборудования отмечу панорамное зеркало заднего вида. Оно большое, удобное. Хорошим помощником оказался тахометр: с ним точнее выбираешь момент переключения передач, контролируешь обороты двигателя на ходу, регулируешь их на месте.

Подытоживая сказанное, хочется отметить надежность, комфортабельность мотоцикла, простоту и доступность в обслуживании. Удобная посадка, чуткие рычаги управления, послушный двигатель и мягкая работа подвески создают ощущение уверенности, и езда доставляет истинное удовольствие.

Л. ОВСИЕВИЧ, инженер

1979N09P13

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Дорожный ремонт генератора на мотоцикле Ява 634

 В дальней поездке на мотоцикле ЯВА-350 модели «634.01» неожиданно отказал генератор. В результате разборки и прозвонки при помощи лампочки и аккумулятора я обнаружил, что какая-то из обмоток якоря пробита на «массу», из-за чего генератор давал недостаточное напряжение. Внешним осмотром место замыкания найти не удалось, и я поступил следующим образом. Обмотав коллектор якоря медным проводом (соединив таким образом все обмотки якоря параллельно), подключил мощный автомобильный аккумулятор 12 В между коллектором и сердечником якоря. Неисправная обмотка быстро нагрелась, задымила и заискрила в месте замыкания — там, где обмоточный провод изгибается и входит в паз сердечника. Дальше — уже дело техники. Отодвинув провод от острой грани сердечника, изолировал провод и залил место ремонта лаком для ногтей. Генератор заработал. С этим якорем я благополучно вернулся домой, езжу до сих пор. уже более 5000 километров, и не замечал ни перебоев, ни каких-либ...

Читать далее >>

Ява 350 634-01. Новинка

Jawa 350 634-01 Новая модель Ява 634 01 Редакцию посетили гости из Чехословакии — директор завода ЯВА С. ОЛДРЖИХ, главный конструктор Я. КРЖИВКА и директор конторы внешнеторгового объединения «Мотоков» А. МОГИЛА. Они рассказали о совместных работах советских и чехословацких мотоцикло-строителей, о достижениях мотоциклетной промышленности ЧССР» перспективах ее развития и спортивных успехах — четыре года подряд команды на мотоциклах ЯВА завоевывали главный приз мотоолимпиады — «Всемирный трофей» и три раза — «Серебряную вазу». Когда разговор перешел к машинам, поставляемым в СССР, гости рассказали о разработке новой дорожной модели, которая должна прийти на смену популярным у нас мотоциклов Ява-250 и Ява-350. Мотоцикл Ява 350 634-01 с новым боковым прицепом Велорекс Поскольку наших мотолюбителей этот вопрос интересует особенно, приводим подробную запись беседы. С. Олдржих. Сегодня можно говорить уже не об опытной ...

Читать далее >>

Ява 210 аутоматик - JAWA 210 AUTOMATIC

JAWA 210 AUTOMATIC  Мопеды ЯВА, выпускаемые в г. Поважска-Бистрица (ЧССР), продолжают традицию завода, где в послевоенные годы делали микромотоциклы «Манет», а в 50-е — «ЯВА-пионер», ЯВА-50, поставлявшиеся и в нашу страну. Среди сегодняшней его продукции — мопеды ЯВА-207, известные также под маркой «Бабетта» («За рулем», 1980, № 5). Недорогие экономичные машины весьма популярны; 80% их выпуска идет на экспорт в 35 стран. Недавно заводом освоена еще одна модель мопеда — ЯВА-210. Сцепление и коробка передач у него автоматические, благодаря чему мопед особенно прост в управлении. Имеет он и ножной педальный привод. Одноместная машина развивает до 40 км/ч. Колодочные тормоза колес приводятся рычагами на руле. Техническая характеристика мопеда Ява 210 аутоматик Общие данные: снаряженная масса — 54 кг; грузоподъемность (включая 5 кг багажа) — 90 кг; скорость — 40 км/ч; запас топлива — 3,8 л; расх...

Читать далее >>

Причины неисправностей коробки передач ИЖ Планета и Юпитер

 На всех ижевских мотоциклах — одноцилиндровых «планетах» и двухцилиндровых «юпитерах» стоят коробки передач одинакового устройства, но различающиеся механизмом переключения и передаточными числами.На выпускаемых ныне моделях ИЖ-П3, ИЖ-ПС, ИЖ-Ю4 используют унифицированные шестерни (см. таблицу), которые можно установить и на прежние модели — ИЖ—49. ИЖ—56, ИЖ-П, ИЖ-П2, но только вместе с первичным валом, барабанами сцепления и вилками переключения от ИЖ-П3.В процессе эксплуатации неисправности в коробке возникают чаще всего от перегрузок, грубого, силового переключения передач, несвоевременной замены масла. Нередки случаи повреждения деталей после домашнего ремонта коробки, когда допускают ошибки при ее сборке и регулировке. Рассмотрим наиболее частые неисправности.Не включаются вторая и третья передачи (первая и четвертая включаются). На «планетах» этот дефект появляется из-за ослабления винтов, крепящих упор механизма пе...

Читать далее >>

Какие подшипники и сальники применяются на мотоциклах ИЖ-Планета и ИЖ-Юпитер

 Читатель А. Устинов из Кемерова спрашивает, какие подшипники и сальники применяются на мотоциклах «ИЖ — Планета» и «ИЖ — Юпитер», и просит сообщить их номера.Коленчатый вал мотоцикла «Планета» (всех моделей) опирается на два роликовых подшипника 2505К и на один шариковый подшипник 304 (слева). Его цапфы уплотняются сальником, имеющим обозначение ИЖ-49 сб. 1-30-1 с крышкой (справа) и сальником ИЖ-49 сб. 1-40-3 (слева).Коленчатый вал «Юпитера» (тоже всех моделей) устанавливается на трех шарикоподшипниках 205 и на шарикоподшипниках 304 (слева). Сальники такие: правый — ИЖ-49 сб 1-30-3 с крышкой, левый — ИЖ-Ю сб. 1-50 и по одному сальнику ИЖ-Ю сб. 1-14-1 в каждой из двух крышек кривошипных камер.Вторичный вал коробки передач и у о Планеты» и у «Юпитера» опирается на роликоподшипник 192906 К1М и уплотняется сальником ИЖ-49 сб. 1-28-1.Первичный вал у всех мотоциклов слева опирается на шарикоподшип...

Читать далее >>